Частное мнение

Карелия не справляется с туристами: почему мы больше не заинтересованы в резком увеличении турпотока, особенно в летний сезон

Карелия уже в 2017 году рискует получить стагнацию туристической отрасли. Так считают некоторые туроператоры республики. Чиновники управления по туризму предлагают не сгущать краски. В мае в Карелии традиционно начинается туристический сезон. Туризм у нас, как известно, по-прежнему зависит от сезонности. Лето и новогодние праздники – горячая пора. Все остальное время – практически мертвая зона. Несмотря на это, вот уже два десятилетия развитие туротрасли в Карелии идет в гору. Есть ли предел для роста? Предел уже наступил. В этом уверен директор туристической компании «Золотое кольцо Карелии» Виталий Тараканов. По его мнению, если ничего не изменить в самое ближайшее время, карельский туризм перестанет развиваться, его ждет как минимум стагнация. В худшем случае – падение.

«Губернiя Daily» пообщалась с руководителем этой компании, чтобы узнать позицию турбизнеса. Своеобразным оппонентом стала руководитель управления по туризму Министерства культуры Карелии Екатерина Биктимирова.

– Виталий, почему стагнация, ведь туризм – одна из самых развивающихся отраслей Карелии?

– Это так. Особенно резкий скачок произошел после известных событий последних лет, когда из-за курса валют многие туристы переориентировались на регионы России. Карелия оказалась в числе приоритетов. Это прекрасно. Потоки туристов к нам выросли в разы. Сейчас их в сезон столько, что карельская инфраструктура буквально по швам трещит. Спрос превышает предложение. Не хватает отелей, автобусов, экскурсоводов, грамотная логистика вообще отсутствует.

Чтобы отдохнуть в Карелии летом, нужно думать об этом за несколько месяцев, а то и за полгода. В противном случае вы не сможете ни гостиницу найти, ни попасть на экскурсию. Сегодня мы достигли той вершины, выше которой не прыгнуть.

– Но ведь новые отели можно построить…

– Можно, но это не решит проблему. Их строят, но желающих немного. Все та же сезонность виновата. Не все инвесторы готовы вкладываться в гостиницу, которая будет заполнена только 100 дней в году. Это невыгодно. А если учесть, что до Карелии при всей ее близости не так просто и не так дешево добраться, то впору говорить о серьезном кризисе. И здесь не вина туроператоров и тех, кто работает в турбизнесе. Это вопросы к государству.

Екатерина Биктимирова, руководитель управления по туризму Министерства культуры Карелии:

– Надо признать, что сегодня мы действительно не заинтересованы в резком увеличении потока туристов в летний сезон. Мы не хотим повторения опыта Крыма, когда было много разочаровавшихся. Мы хотим, чтобы люди, которые приехали в Карелию, обязательно к нам вернулись. Главная проблема – не хватает мест размещения. Особенно это актуально для районов. Мы пытаемся решить этот вопрос разработкой так называемых кластеров, когда государство совместно с бизнесом создает некий туристический блок, территорию. Бизнес строит отели, государство – инфраструктуру: дороги, линии электропередачи. На эти цели в 2017 году заложено 130 млн федеральных средств и 30,5 млн денег республики. Сейчас у нас два таких кластера – «Южная Карелия» и «Беломорские петроглифы». Там строятся гостиницы, ведется работа. Кстати, вопреки расхожему мнению, много местных инвесторов. Важно, что объекты обеспечивающей инфраструктуры остаются в собственности государства.

Заонежский кластер тоже не хотелось бы оставлять без внимания. Но там все пока упирается в наличие инвесторов и в дорогу на Оятевщину, которую необходимо достроить.

– Виталий, а что может и должно, по вашему мнению, сделать государство?

– Первое – всерьез заняться межсезоньем, нужно сделать Карелию привлекательной и в непопулярные месяцы. Второе – решить наконец транспортный вопрос с доставкой туриста из России в Карелию.

– Давайте по порядку. Понятно, что в ноябре или марте в Карелии, мягко говоря, неуютно. Что тут сделает государство? Лето в ноябре не наступит...

– Велосипед придумывать не надо. Весь мир уже занимается развитием так называемого событийного туризма, когда гости приезжают на фестивали, праздники, семинары. Я не скажу, что в Карелии это направление совсем не развивается. Отличный пример – фестиваль «Гиперборея». На него туристы начали ездить. Но таких «Гиперборей» должно быть много. А любое начинание нужно поддерживать и поощрять, а не бороться с ним. Когда в Петрозаводске проводили фестиваль «Воздух», многие его гости, по сути, туристы, активно ездили на экскурсии, пользовались гостиницами и сервисом. Но вспомните, сколько гонений пережил фестиваль. Кому это выгодно? Точно не Карелии.

Екатерина Биктимирова:

– Мы прекрасно понимаем, что туризм в межсезонье нужно развивать с помощью событийных мероприятий. И они в Карелии появляются. «Гиперборея» уже давно включена в программы туроператоров.

Мы работаем и с представителями активных видов туризма. Например, с байдарочниками и каякерами. Уже в мае на реке Тивдия в Кондопожском районе пройдет фестиваль «Талая вода».

Набирает обороты фестиваль исторической реконструкции «Онего. Легенды Севера», который проходит в конце августа – начале сентября. Другой фестиваль – «Калакунда» в Петрозаводске – тоже уже стал узнаваем.

У нас составлен календарь событийных мероприятий, который мы распространяем через туроператоров, с ним можно познакомиться на информационном туристском портале Карелии. Уверена, что число мероприятий будет только увеличиваться. Сейчас мы создали рабочую группу по организации событийных мероприятий для оказания системной поддержки.

– Вы упомянули про еще одну беду – транспортную составляющую. Это дороги?

– Дороги тоже. Но они в меньшей степени. Главный вопрос – как сделать так, чтобы добраться в Карелию можно было быстро и дешево. Из Петербурга мы еще привезем на автобусе. А из Москвы? Монополия железной дороги – это не только дефицит билетов, но и высокие цены на них. Билет в купе поезда в минувшие новогодние каникулы стоил 10-14 тысяч рублей с человека, это в одну сторону. То есть 20-28 тысяч в обе стороны. На человека! А если семья едет? У нас четырехдневный тур с проживанием, питанием, переездами и достопримечательностями стоит 21 тысячу.

Запустили самолеты. Очень хорошо. Но они летают по неудобному для туристов расписанию. Например, в тур выходного дня в Карелию не прилетишь. Только на неделе и только на несколько дней. Чартерные рейсы пока для Карелии тоже утопия.

Разве могут туркомпании решить эти вопросы? Это задача государства. Инфраструктура должна быть на нем.

– Инфраструктура — это ведь еще и чистота в городе, туалеты, наконец...

– Туалеты вообще наша боль. Туристы из России, Финляндии, других стран приезжают и не понимают – как так? Почему нет туалетов? Я даже не говорю про отдаленные уголки Карелии. Возьмите Петрозаводск. Где у нас туалеты города расположены? В торговых центрах. Это нормально? Или возьмем речной вокзал. Летом там минимум 1000 туристов в день. Знаете, сколько там туалетов? Ни одного. Туристы ходят справить нужду либо в ресторан «Фрегат», либо, извините, на прибрежную территорию. Я не шучу.

Или другой пример, когда вопросы сервиса решаются довольно странно. Государственный заповедник «Кивач». Поставили туалет для инвалидов. Хорошо. Но дороги для инвалидов к водопаду нет. К водопаду идет лестница метров сто. Предположим, кто-то принес инвалида на руках к водопаду. А там камни, тропинок нет, ограждений нет. Не подойти. И что толку от этого оборудованного туалета?

Так что первое, что должен запомнить чиновник по туризму – сначала удовлетворяем базовые потребности: туалеты, питание, возможность добраться до объекта, не испачкаться, не получить травму, потом все остальное.

– Все остальное – внешний вид города, к примеру?

– Конечно. Приезжает турист в Петрозаводск, выходит на площадь Гагарина, идет по проспекту Ленина вниз и видит дикое количество нелепых реклам, сгоревшую поликлинику. Видит грязь, пыль и оставшийся после зимы песок. Что он подумает про Петрозаводск? По всей стране города привели в порядок. А на Петрозаводск страшно посмотреть. Это ведь лицо Карелии.

– Кстати, много сейчас таких вот лиц Карелии? На что приезжает посмотреть турист?

– Точно не на Петрозаводск. Для массового туриста Карелия – по-прежнему это три объекта: Кижи, Валаам, Соловки (Соловки находятся в Архангельской области, но ездят на них, как правило, из Карелии – прим. авт.). Лучше всех, кстати, музей «Кижи» работает. Здесь за каждого клиента борются, каждому – почет и уважение.

– Ну как же только три объекта? А Рускеала?

– До бренда Кижей этому горному парку пока все же далеко. Но то, что за 10 лет здесь удалось с нуля создать город-сад – это факт. Пока сюда приезжают в основном из Петербурга и Финляндии. А хотелось бы, чтобы это был бренд федерального уровня. В прошлом году они приняли 330 тысяч туристов – это очень много, почти в два раза больше, чем годом ранее. Для сравнения, знаменитый водопад Кивач посетило 120 тысяч человек. Логично, что в парке «Рускеала» сегодня не хватает экскурсоводов, падает уровень сервиса, качество обслуживания. Руководство парка понимает, что они работают на пределе возможностей, поэтому сейчас там ожидаются серьезные изменения по улучшению сервиса. Таких объектов, как Рускеала, в Карелии должно быть как можно больше.

Екатерина Биктимирова:

– Конечно, Кижи, Валаам и Соловки – бренды, которые довольно сложно затмить. И это не нужно делать. Тем не менее в Карелии сегодня появляется немало новых брендов. И это не только Рускеала. Возьмите деревню Кинерма, которая в прошлом году вошла в число самых красивых деревень России. Там вложена душа одной семьи. Кстати, семейный туристический бизнес – интересное новое направление в Карелии. Еще одна семья развивает новый туробъект – водопады Ахенкоски. Сейчас мы им помогаем войти в турбизнес. Так было и с горой Филина. Новых объектов немало. Как немало и тех, которые можно раскручивать, вложить в них силы, и они непременно выстрелят, как выстрелила Рускеала.

– 330 тысяч – это действительно очень много. Ведь всего Карелию посетило в прошлом году около двух миллионов человек.

– Я был бы очень аккуратен с цифрами, поскольку у нас нет нормальной методики подсчета туристов. Например, у нас есть однодневная экскурсия – Марциальные воды, водопад Кивач, Успенская церковь в Кондопоге. Продали мы экскурсию – это один турист. Так? Но во всех этих точках тоже продают билеты и ведут свой подсчет. Так вот эти три билета – это все тот же один турист или уже три туриста?

Екатерина Биктимирова:

– Общее количество посетителей Республики Карелия с различными целями – более 2 млн человек. 1,2 млн – это просто посетители. 760 тысяч – туристы и экскурсанты, 285 тыс. – лица, воспользовавшиеся услугами коллективных средств размещения.

– Систематизировать и автоматизировать подсчеты, видимо, как-то следует.

– Не только подсчеты. Саму отрасль давно пора в Карелии автоматизировать. Во всем мире все работают через Интернет, через онлайн-бронирование. Видно, сколько мест в автобусах, сколько номеров в отеле, сколько билетов осталось на экскурсию.

Мы же работаем как 20 лет назад. По-прежнему на звонках: «Алё! Сейчас посмотрю в бумажке, если ли свободные места». По-прежнему каждый туроператор сам за себя. Мир уже давно шагнул вперед, а мы все через это «алё» бизнес ведем.

– Что же вы, например, не пытаетесь изменить как-то систему?

– Мы пытаемся. Есть такая компания «Библиоглобус» – крупнейший туроператор России. У них все автоматизировано. Сотни тысяч туристов и десятки тысяч партнеров. И все работает как часы. В 2014 году, накануне Олимпиады в Сочи, они привезли туда 50 автобусов и выкупили оптом 80 процентов номеров у местных пансионатов. А потом создали свое выгодное предложение для туристов – девять тысяч рублей поездка в Сочи. Выгодно всем – у отелей не болит голова о заполнении номеров, турист получил хорошее предложение, компания заработала на объеме.

А у нас? Когда мы приходим в отели с предложением выкупить большое количество номеров, нам отказывают, говорят, что и так продадут.

– Если подытожить, то что все же важно сделать государству, чтобы туризм в Карелии не ушел в стагнацию?

– Решить вопросы транспортной логистики, а именно стоимости билетов в Карелию, заняться всерьез проблемами сезонности, придумать фестивали и праздники – чем больше, тем лучше, поддерживать их. Активно содействовать бизнесу в развитии новых брендов. Отмечу, что управление по туризму, как мне кажется, понимает это. Еще бы добиться поддержки всего правительства, в том числе федерального. Ведь идеям нужны средства.

Когда будет спрос в межсезонье, при старом спросе на лето и Новый год, тогда и бизнес начнет развиваться лучше, тогда действительно можно будет говорить о миллионах туристов, которые помогут нашей экономике. Тогда мы будем бояться только одного – что к нам придет «Библиоглобус» со своими 50 автобусами и выкупит все.

Екатерина Биктимирова:

– Не соглашусь все же с тем, что туризм в Карелии ждет период стагнации. Я бы сказала, что нас ждет переориентация отрасли. Пришло время создавать конкурентоспособный продукт, нужно начинать работать на качество. Одной природой туриста уже не привлечь. Здесь многое зависит как от государства, так и от самих туроператоров. Те, кто привык работать по старинке, проиграют. Сейчас у нас 62 оператора в Карелии. В 2016 году у кого-то из них был феноменальный рост, а кто-то оказался в минусе. Слабые компании либо закроются, либо будут вынуждены объединиться с более сильными конкурентами.

Что касается возможного прихода федералов на этот рынок, которые всех условно съедят, то не верю в это. Да, по стандартным маршрутам они могут самостоятельно возить, а делать более сложный продукт с мастер-классами, интерактивами, с вовлечением нашего этнокомпонента, площадками местных производителей – это очень сложно. В этом случае им легче работать с местными компаниями.

Наша задача вполне понятна. Максимально оказать поддержку начинаниям, а также продвигать Карелию и ее объекты везде, где и как только можно – участвуя в выставках, организовывая пресс-туры, делая ставку в большей части на отдых в Карелии в несезон. В сезон турист к нам и так приедет.

Записал Евгений Белянчиков, фото Максима Ранкиевича и Евгения Белянчикова

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram