Частное мнение

Молодой преподаватель откровенно о зарплате, новом поколении и непростых отношениях со студентками

Я окончил одну из хороших школ города. Потом поступил на физико-технический факультет ПетрГУ. На тот момент мне казалось, что физика – это мое призвание. Но к окончанию вуза я поменял свое мнение. Решил, что хорошо бы сменить обстановку, а заодно разобраться в тонкостях экономической науки.

Так я оказался в магистратуре одного известного университета в Санкт-Петербурге. Там же поступил в аспирантуру.

Скажу, что жилось мне неплохо. Скажу даже больше: я жил беззаботно и припеваючи. Все это было до кризиса, а поэтому деньги отовсюду лились рекой. Даже в образовании. Я получал сразу несколько всевозможных стипендий, а еще по старой памяти давал уроки физики. Сейчас о таких доходах остается только мечтать.

Ближе к окончанию аспирантуры я устроился в один из ведущих вузов нашей страны. Многим он знаком. Это Высшая школа экономики. Скажу откровенно – меня взяли, потому что я окончил один из дружественных университетов. Оказался своим человеком. Через некоторое время я получил работу еще в одном вузе. Тоже дружественном. Многим он тоже известен – это РАНХиГС. В Петрозаводске есть филиал этого учебного заведения. Корпоративный дух снова сработал безотказно.

В жизни преподавателя один день не похож на другой. Рутины почти нет. Допустим, в понедельник вы проводите две пары в одном вузе, а во вторник – в другом. Разумеется, все не занятое преподаванием время отдавая проверке домашних заданий и подготовке к предстоящим занятиям, попутно отвечая на пару-тройку писем от начальства и многочисленных секретарей.

Объем работы 

Среда – свободный день. Казалось бы, можно спокойно выдохнуть и посвятить время, скажем, поиску новых способов подачи материала. Как бы не так! Вас поджидает недописанная диссертация. О сроках ее подготовки регулярно справляется ваш руководитель. Весь день проходит в кропотливом труде, а вечером – бац! – вы хлопаете себя по лбу. Потому что завтра контрольная у пяти групп, а у вас не подготовлены варианты. Прошлогодние не пойдут – они давно уже в Интернете. С решениями и ответами. Вариантов нужна тьма, потому что современные средства коммуникации не оставляют преподавателю никаких шансов уследить за студентами, а просьба сдать телефоны – это, простите, посягательство на личное пространство. Карается очередным законом об образовании.

В общем, вам предстоит веселенькая ночь и от силы четыре часа сна, а на следующий день – проведение контрольной работы и проверка студенческих опусов. Впрочем, проверку придется отложить на выходные, потому что на это время запланирован научный семинар, очень важный и нужный. Разумеется, по мнению начальства. Пропускать его настоятельно не рекомендуется. В пятницу днем еще две пары. И одна в субботу. Часов в восемь утра. Нокаутирующий, так сказать, удар.

Ко всему прочему вы вынуждены общаться со студентами по электронной почте. Это отнимает значительную часть времени. Вышлите образец контрольной работы, скажите, каким учебником лучше пользоваться, «я проспала и пропустила пару, что мне делать?» – вопросы следуют один за другим. Подчас голова идет кругом.

Время от времени приходится сталкиваться со студенческой дерзостью. Не то чтобы часто, но приходится. Однажды произошел такой случай. У меня было много работы. Я отправил студентам оценки и задания ближе к двум часам ночи. Наутро я обнаружил в почте анонимное письмо, в котором мне советовали больше времени посвящать сну. «Спал бы, б...ь, лучше», – такова была рекомендация студента, пожелавшего остаться неизвестным. Правда, потом последовала череда извинений от его сокурсников и даже предложение выдать диверсанта (письмо было видно всем). Однако я сказал, что это нехорошо, а самому диверсанту порекомендовал в будущем быть смелее и отвечать за свои слова.

Летние каникулы, которых нет

Казалось бы, летние каникулы – достойное вознаграждение за праведный труд. Однако современный преподаватель не стремится принять награду. Стажировки, летние школы, освоение новых курсов и, конечно, подготовка до сих пор не подготовленных публикаций – все это занимает погожие летние деньки.

Конечно, есть и такие, кто летом предпочитает ничего не делать. Но это, как правило, либо преподаватели старой формации, либо по-настоящему талантливые люди, которые могут позволить себе праздность. Вопреки стереотипам, такие в меньшинстве. Их менее одаренные и более амбициозные коллеги трудятся круглый год. Для того чтобы попросту удержаться в университете.

Зарплата и нагрузка

Когда я только пришел работать, университет переехал в новое здание. По этому поводу состоялось торжественное собрание. Выступали официальные лица. Они отчитывались о достигнутых результатах и рассказывали о планах на будущее. В числе достигнутых результатов оказался средний уровень зарплаты в вузе. Он меня очень порадовал. К примеру, по отчетам начальников выходило, что средняя зарплата преподавателя – а это самая низшая ступень в вузовской иерархии – около 40 тысяч рублей. Я рассчитывал, что моя беззаботная жизнь получит продолжение.

Однако на практике меня ждало разочарование. Руководство привело данные по зарплате до вычета налогов, с учетом всевозможных грантов, премий и академических надбавок за публикации.

Реальная зарплата простого преподавателя оказалась равной 26 тысячам рублей. Это на полную ставку, которую оказалось получить не так-то просто. Почему? Потому что в вузе высокая конкуренция и многие работают меньше, чем на целую ставку. А потом, дедовщина существует не только в армии. Маститые профессора набирают под полторы ставки, а молодые сотрудники остаются с носом.

О новом поколении

О современных студентах любят рассказывать сказки и сочинять небылицы. Мол, на просьбу написать «икс в квадрате» они рисуют крестик, а затем заключают его в самый что ни на есть квадрат. То есть геометрическую фигуру. Глупости все это. Ребята сообразительны и хорошо обучаемы. Иногда попадаются столь светлые головы, что просто диву даешься. Стоит их только увлечь.

Многим покажется удивительным, но ребят очень увлекает проектная работа. Я постоянно слышу, как они взахлеб обсуждают очередной проект: в библиотеке, в столовой, в аудитории на перемене. Они – прагматики, твердо ориентированы на практическую деятельность. Сами по себе знания представляют для них небольшую ценность.

В отличие от предшествующих поколений мучеников науки, современные студенты требовательны к преподавателям и к процессу обучения в целом. Отпустить с пары пораньше – дохлый номер. В современном вузе такое своеволие студенты вам не простят. Они пришли получить знания и овладеть профессией, а не просто весело провести время.

А еще они прилежны и покладисты. Порой кажется, что даже слишком. Этакие домашние мальчики и девочки из благополучных семей.

«В своем эссе я не могу не затронуть тему коррупции...»

Я веду математику у политологов и курсы по экономической теории. На занятиях речь неизбежно заходит о политике. Как и среди большинства россиян, среди студентов наблюдается раскол. Одни высказывают безоговорочную поддержку курсу партии и правительства, другие по отношению к власти и положению дел в стране настроены весьма критически. Однако есть одно существенное отличие: среди студенчества оппозиционеров больше.

Впрочем, есть и умеренные. Те, кто занимает взвешенную позицию. Как правило, это ответственные и дотошные ученики. Они хорошо учатся и во всем хотят дойти до сути. Правда, такие составляют исключение.

В целом студенты сильно политизированы. Тема коррупции действительно не дает им покоя. Я вижу это не только по разговорам в коридоре и по ответам на занятиях. Я вижу это и по студенческим эссе – замечательному средству доступа в головы подрастающего поколения, обладанием которым – увы! – не могут похвастаться родители. «В своей работе я не могу не затронуть тему коррупции...», «В завершение хотелось бы сказать о такой проблеме, как коррупция...», «Коррупция разрушает экономику и подрывает справедливое распределение доходов» – вот лишь некоторые выдержки из студенческих работ. В минувшем году я наблюдал прямо-таки всплеск озабоченности коррупционной тематикой.

Хорошо это или плохо, но и здесь ребята остаются чистыми прагматиками. К политике их влекут отнюдь не идеалы. Скорее, нынешних студентов больше волнует, как та или иная проблема нашего общества отразится на их личном комфорте и будущем благосостоянии.

«У нас разыгрался настоящий роман...»

Однажды некто Евлампий написал мне в «ВКонтакте». У нас состоялся примечательный диалог. Анонима интересовал секрет успеха. Я попросил его сделать уточнение: какого именно. «У женщин», – ответил виртуальный собеседник, представившись фанатом харизматичных математиков. Так я понял, что за моей спиной кипят шекспировские страсти и разыгрываются сцены ревности.

Впрочем, незнакомцу нельзя было отказать в правоте. Успехом у студенток я и вправду пользовался. Они атаковали меня в социальных сетях, исправно посещали консультации, писали длинные и томные электронные письма. С одной из очень старательных первокурсниц у меня даже разыгрался настоящий роман. Как раз таки в электронных письмах. Она обращалась ко мне по малейшему поводу, просила совета в выполнении того или иного задания, делилась впечатлениями и просила дать индивидуальные задания. Потому как, по личному признанию студентки, только со мной это было возможно.

Ну а я? Я старательно отвечал. Оправдываясь тем, что выполняю педагогический долг. Не скажу, что делал это без удовольствия. Разумеется, оставаясь в рамках дозволенного.

Срочные новости в нашем Telegram