Частное мнение

Мы все скоро умрем, или Почему красота и Матильда — страшная и разрушительная сила

У меня для вас плохие новости — скоро мы все умрем. Это так же верно, как и неизбежность третьей мировой, сообщает нам известный визионер-апокалиптолог Всеволод Чаплин. И главным оружием в этой войне будут вовсе не ядерные боеголовки, а сила куда более сокрушительная — сила искусства.

А именно — фильм о любви Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Стоит только его показать уважаемой публике — все, кранты. Так что времени у нас с вами осталось ровно до 26 октября.

Единственный чахлый шанс на спасение, по словам Чаплина, — это полный и безоговорочный запрет фильма: “Фильм “Матильда непременно должен быть запрещен. Потому что если он будет показан, Россия погибнет. И это будет справедливо в Божьих очах”.

Еще не вышедшая на экраны кинокартина волнует не только господина Чаплина, и чувствую, что тут надо немножко осветить историю вопроса. Первой по поводу фильма Алексея Учителя “Матильда” выступила депутат Наталья Поклонская, недавно пережившая мощный религиозно-мистический опыт в связи с предполагаемым мироточением бюста канонизированного императора. Она потребовала от прокуратуры изучить текст сценария на предмет оскорбления чувств верующих, ну и заодно, чтоб два раза не вставать, проверить, не уворовали ли деньги, выделенные на съемки

Однако добиться каких-то внятных результатов, кроме слегка потрепанных нервов режиссера, Поклонской не удалось. И тут, после короткого антракта, в театр военных действий вступила тяжелая артиллерия в лице протоиерея.

В своей речи он объясняет нам, грешным, что все беды России ХХ века — «и катастрофы, и перестройки, и дальнейшее обнищание народа, и распад великого государства» — произошли от “греха богоборчества и цареубийства”. А поскольку фильм “Матильда” суть “повторное цареубийство, символическое и ритуальное”, то гибель России и всех ее граждан неизбежна, “и это будет достойно и справедливо”.

Чем символическое цареубийство хуже реального и как нам удалось проскрипеть последние сто лет и не почить в судорогах перестройки, Чаплин не докладывает. Но в этот раз выкрутиться не удастся: фильм “Матильда” станет той последней каплей, которая переполнит чашу терпения Гомеостатического Мироздания. Ничего более страшного и непоправимого человеческая цивилизация на создала.

Впрочем, кому-то, может, и удастся: автор нас несколько обнадеживает, что “если этот фильм не будет показан, кто-то в России наверное останется жить, пусть и не в городах”. Но знаете, меня лично вот это вот его “наверное” очень напрягает. То есть Чаплин все время говорит очень уверенно, как будто не конец света предсказывает, а зачитывает инструкцию по выживанию в зомби-апокалипсис для начинающих. А тут внезапно “наверное”. Только обострил разрыв между городом и деревней, а определенности никакой не внес.

Ясно одно: согласно “неотменимому правилу” 6-го Вселенского собора, “повести о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем предавати оныя огню”. В переводе с церковно-славянского языка на язык человечий это, как я понимаю, означает, что за малейшее искажение исторических фактов полагается жечь на кострах. Исходя из этого правила рискну предположить, что в конце октября нам надо снова готовиться к массовым лесным пожарам.

Кстати, историческая недостоверность описываемых в фильме событий, — пожалуй, единственная условно светская претензия протоиерея, по чистой случайности попавшая в унисон с прочими апокалиптическими откровениями. По словам Чаплина, “фальсификация истории” в разрезе данного фильма — “гора-а-а-здо хуже нацизма и фашизма”.

Оставим в стороне очевидную нелепость подобной претензии к ХУДОЖЕСТВЕННОМУ произведению: понятно, что на документальную достоверность фильм в принципе не претендует, нормальная костюмная драма. Но заметьте, Чаплин абсолютно уверен, что на самом деле все было совершенно не так. Откуда проистекает подобная непоколебимая уверенность — непонятно. Сей тайны о. Всеволод слушателям не раскрывает, но буйная фантазия нашептывает мне, что в кулуарах Мариинки и Зимнего (или где там еще могли встречаться Николай и Матильда) прятались специально нанятые хроникеры, скрупулезно ведущие подробную летопись династии Романовых. Незаметненько так, за шторочкой, сидели себе и записывали. И никакого художественного вымысла себе не позволяли.

Зато его позволяли себе авторы многочисленных художественных фильмов, посвященных другим историческим персонажам. И ничего, знаете, обошлось пока. Вон Люк Бессон снял свою “Жанну д’Арк”, — тоже слабодостоверную с точки зрения исторической науки ленту о католической святой, а население Франции вымирать что-то не торопится. Наоборот, плодится, размножается и сопредельные народы этому учит.

А еще мне очень обидно, что главная героиня фильма остается в этом веселом пророчестве за кадром, хотя, в общем-то, весь сыр-бор как раз из-за Матильды. Не просто так режиссер назвал свою работу именно ее именем. Она была совершенно исключительной женщиной. Талантливой и красивой. А красота, как известно, страшная сила.

Анастасия Лукина

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram