Частное мнение

Не работай с нами, не работай, как мы, не работай лучше нас

Во всех бедах у нас принято винить чиновников. Это они распродают земли Минобороны, берут миллионные откаты, повышают тарифы ЖКХ, не ремонтируют вовремя дороги и заключают сделки с дьяволом. Хуже чиновников могут быть только депутаты. Вообще, ругать чиновников – вечный российский (и карельский) тренд. Постоянный и очень удобный. Чиновников у нас по стране миллион с небольшим человек. И этот миллион с небольшим портит жизнь всем остальным 140. А может, дело не только в чиновниках, но и во всех остальных 140… Ведь мы все, глядя правде в широко распахнутые глаза, исключительно плохо  работаем.

Нет, есть у нас люди, сгорающие на работе, отдающие себя любимому и не очень делу. Но когда вокруг одни Фомы да Ерёмы, трудовой подвиг таких людей никому не нужная блажь. Такого человека не понимают, а иногда откровенно и недолюбливают. Он приходит на работу раньше всех, уходит, соответственно, позже, является в субботу и в итоге получает от руководства грамоту из ближайшего магазина канцтоваров. Впрочем, все это, как говорится, где-нибудь высоко в горах и не в нашем районе.

Помните, несколько лет назад руководство страны пафосно заявило: «Хватить кошмарить бизнес!» — «Ну, хватит так хватит», — отдали под козырек налоговики, пожарные, санитарные и прочие инспекторы. «И проверки — раз в три года, не чаще!» – снова рявкнули «сверху».

Тем временем «снизу», после гуляний в честь отмены чиновничьего беспредела, взялись за работу. Результаты этой «работы» — готовые сюжеты для приснопамятного киножурнала «Фитиль»: пачки жалоб в трудовую инспекцию на произвол работодателей, кипы исков в суды о защите прав потребителей, кучи контрафакта на подпольных складах и прочие пачки, кипы и кучи. Чиновники перестали кошмарить бизнес, и он сам быстро превратился в кошмар.

Плохо у нас работают почти все. Врачи, ошибку которых никогда нигде не докажешь. Строители, сдающие новостройки с таким количеством недоделок, что на их исправление уходят все годы, которые стоит дом. Учителя, преподающие по одним им известным замшелым стандартам. Рабочие, после ударного труда которых автопроизводители отзывают у покупателей новую модель. Пилоты, машинисты и водители – прочное первое место в мире по аварийности на транспорте все еще за нами. В Индии, правда, говорят, поезда сходят с рельсов чаще, но только, вероятно, из-за того, что манера езды не в вагонах, а на них у нас пока еще, слава богу, не прижилась. Зато вполне прижилась традиция находить в любом случае маленького стрелочника-чиновника.

Мы не любим и не умеем работать. Но как мы любим отдыхать! Россия – страна перманентного корпоратива. Только у нас их устраивают по поводу и без, в министерствах и химчистках, в любое время года, на рабочем месте и в жарком Таиланде. Кого волнует, как отработало предприятие за год?! Вот меню на грядущем корпоративе – совсем другое дело. За неделю до очередного мероприятия вся организация живет только им. «Ну какой договор, что вы… В следующем месяце заходите… А лучше – звоните заранее, мы вам скажем примерно, когда лучше прийти».

С одной стороны проблема в первую очередь, конечно, в мотивации. Ее не могут толком обеспечить ни в государственных структурах, ни в большинстве частных компаний. А если нет должной мотивации, стоит ли напрягаться ради маленькой зарплаты, отсутствия карьерных перспектив и иллюзорной пенсии? Ответ, кажется, очевиден. С другой стороны большинство из нас попросту не готово отрабатывать на 100% эту самую мотивацию, если она вдруг появится.

Самое скверное в этой ситуации то, что работать кое-как — давно уже норма жизни. Мы выходим из отпуска в пятницу, умоляем участкового врача продлить больничный, уезжаем в командировки за день до ее официального начала. И это считается обычным явлением. Вся фигня еще и в том, что мало кто на самом деле знает, как надо. Большинство же чувствует, что можно как-то иначе, но предпочитает не слишком загружаться по этому поводу. Поэтому выпускник вуза приходит на свое первое рабочее место и с первого же дня понимает, что вкалывать вредно. Или «работай», как все, или вот твоя трудовая книжка и давай, до свидания. От работы кони дохнут, а не дохнут, так превращаются в ослов.

Срочные новости в нашем Telegram