Частное мнение

ПДД в теории и в жизни: спасти чью-то жизнь или поступить по правилам?

Правила дорожного движения – закон жизни.  Кто бы спорил!  Но почему то с нашими законами постоянно происходит странная история. Они нередко вступают в противоречие не только со здравым смыслом, но и с безопасностью. И ПДД – не исключение. Опытные водители признают, что иногда  нарушить дорожные правила – как это ни дико звучит -  не только можно, но и нужно, чтобы избежать печальных последствий. И это говорят не какие-нибудь там злостные нарушители, а самые что ни на есть законопослушные из автомобилистов.   Например, что делать, если на дороге неожиданно возникло препятствие? ПДД требуют  — тормози! Без вариантов!  В реальной обстановке все не так просто.

За примерами далеко ходить не надо. Помните нашумевшее столкновение «Тойоты» с автобусом ПАЗ в Петрозаводске? Водитель легковушки, чтобы не сбить переходившую дорогу пенсионерку, вырулил на «встречку» и врезался в автобус.  Нарушение ПДД очевидно. По правилам, водитель был обязан «применить экстренное торможение, вплоть до остановки». Все другие маневры запрещены. Даже если бы он  решил свернуть к обочине, это трактовалось бы как нарушение ПДД. Но тормозить на скользкой дороге, даже при разрешенной скорости 60 километров в час – это смертоубийство! Машину наверняка бы занесло, и она в любом случае оказалась бы на «встречке» или на обочине, но перед этим снесла бы и пенсионерку.

Вот и получается, что водитель явно нарушил ПДД, но поступил правильно.  Не по закону, а по справедливости. Ну, разве что с перепугу не сообразил, что лучше было таранить машины на обочине, чем нестись навстречу потоку.

Да, выезд на встречную полосу мог бы привести к более серьезному ДТП и жертвам.  И водитель тогда отправился бы в тюрьму.  А если бы насмерть задавил пенсионерку, то, скорее всего, смог бы оправдаться. Ее вина очевидна.  Но как вы себе представляете этот выбор? Плевать на пенсионерку,  давить ее наверняка, но зато без риска попасть в тюрьму?  Или все таки рискнуть, нарушить закон,  когда есть реальный шанс, что все обойдется?

Еще одна очень распространенная ситуация. Этот урок  я усвоил сразу после автошколы.  В те далекие времена  не было такого замечательного изобретения, как обратный отсчет времени на светофоре, поэтому зеленый сигнал в самый неожиданный момент переключался на желтый, а иногда и сразу на красный.

Не прошло и месяца после того, как я сел за руль своего первого в жизни автомобиля – жигулевской «пятерки» 15-летнего возраста – как настал момент моего первого разочарования в ПДД.   Светофор мигал зеленым, я был уверен, что успеваю проехать перекресток, и вдруг, перед самым  моим носом, точнее,  капотом моей «жучки» вспыхнул красный.  Я в испуге ударил по тормозам и услышал, как к скрипу моих покрышек примешивается отчаянный визг еще чьих-то тормозов.  В задний бампер моей машины въехал другой автомобиль.

Ну что за осел! Держи дистанцию! Так хотелось мне заорать, когда я вышел из-за руля.  Ведь правда была 100% на моей стороне!  По правилам, всегда виноват тот, кто сзади. От грубости я кое-как удержался , виновник тут же заплатил за ущерб, благо тогда не было ОСАГО, а бампер я починил вдвое дешевле.  Такие детали автомобиля в те времена не лопались, словно воздушные шарики. Но осадочек остался.  Хотя я и кругом прав, но мне-то от этого не намного легче –  на работу я опоздал, без  машины на два дня остался.

С тех пор я стараюсь следовать неписаному правилу – без особой нужды не лупить по тормозам. Если кто-то подпирает меня сзади и явно хочет на скорости проскочить перекресток вместе  со мной, на дороге гололед, а передо мной уже загорается желтый, то я не стану идти на принцип.  Если помех нет, тормозить не стану.  Но! Принципиально важно быть уверенным, что на перекрестке больше нет лихачей кроме тебя. Это уже твоя мера ответственности. Нарушаешь закон – будь готов за это поплатиться.  Кстати, в некоторых европейских странах, например, в Финляндии, проезжать на желтый сигнал светофора разрешено официально.

Ну, про красный свет даже и говорить нечего. Любые попытки проскочить через перекресток после того, как желтый погас – это элементарное хамство. Никаких оправданий тут быть не может.

Впрочем, сейчас, благодаря обратному отсчету времени на светофоре, таких ситуаций почти не возникает – можно всегда заранее сбросить скорость.

Вопрос: тормозить или нет  — один из многих, которые встают перед водителем каждый день, когда он за рулем.  Следовать ПДД согласно букве закона или думать головой в любой ситуации – каждый решает сам. Таких ситуаций, когда Правила дорожного движения не только не помогают, но и мешают предотвратить ДТП, — великое множество.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram