Почему губернатор Худилайнен допустил ляп, назвав либералов фашистами?
9 мая в своём поздравительном обращении по случаю всенародного праздника губернатор Александр Худилайнен провозгласил: «Восстановление фашизма в либеральном обличье не пройдёт ни в России, ни в Карелии!». Помещение одного из общественно-политических течений в символическое поле того, что скрывается за определением «восстанавливающийся фашизм», вызвало оторопь у большинства региональных политических наблюдателей. Конечно, ту версию отечественного либерализма, которую страна наблюдала в 1990-е годы, сегодня, как, впрочем, все последние пятнадцать лет, не пинает только ленивый. Хотя рядом с огульной критикой приватизационно-олигархической версии отказа от госрегулирования соседствует институт «сислибов» – системных либералов, к которым по праву относят Алексея Кудрина и Германа Грефа, претендующих на руководство новым составом национального правительства. Имеются чётко выраженные либеральные крылья и в администрации президента, и в каждом российском министерстве, и в системе аналитических центров, работающих на задачи реализации отраслевых и территориальных стратегий развития. Откуда же в Карелии столь неадекватное «прочтение» того, в какое обличье нынче искусно прячется изворотливый враг?
Прежде всего стоит отметить, что в Карелии довольно много людей, которые либо сами себя считают либералами, либо другие их так называют, а теперь ещё и обзывают. Шопинг, рождественские и майские каникулы, обучение детей в соседней Финляндии дают о себе знать. Жители республики имеют возможность сравнивать цены, уровень жизни, степень развитости инфраструктуры, меру демократичности правительств, просто пересекая государственную границу. В регионе бесповоротно популярны негосударственные средства массовой информации.
Право на свободу информации не абстракция. Мэром столичного города избрана Галина Ширшина, одним из предвыборных слоганов которой был «Карелия – не колония, мы – не аборигены». Три года назад на президентских выборах за хотя бы номинально либерального Михаила Прохорова проголосовало 12,2% республиканских избирателей, и это стало четвёртым показателем по стране. Очевидно, что не менее половины жителей Карелии могут быть отнесены к сторонникам либеральной демократии, то есть политического устройства, основанного на выборности власти, а значит, её подотчётности перед гражданами. По крайней мере значительная часть из них сможет вспомнить, что принципы демократии полновесно зафиксированы в Основном законе.
Либерализм исходит из важного предположения, что ни один человек – будь он семи пядей во лбу, безупречных моральных качеств или правильного происхождения – не знает пути к идеальному обществу. Последнего вообще не существует. А поскольку людям свойственно преследовать эгоистичные интересы, то любые претензии на знание пути к идеалу, даже если на первых порах они вполне искренние, оборачиваются заботой о чьих-то корыстных интересах. Потому что человек, как считают либералы, своекорыстен по своей природе.
Но если плохая новость заключается в том, что идеального общества нет и не будет, то есть и хорошая: реальное общество можно последовательно улучшить. Каждый человек знает свою корысть лучше других. И если ему дать шанс позаботиться о собственных интересах, то в полной мере своего не добьется никто, но на выходе получится нечто приемлемое для каждого. В политике такой шанс дают честные и свободные выборы. Участвующие в них политические силы обобщают многообразные индивидуальные интересы, трансформируют их в небольшое число понятных альтернатив. А выборы определяют, какая из этих альтернатив устраивает наибольшее число граждан.
Конечно, идеи либерализма, провозглашая незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, вступают в противоречие с риторикой единения и консолидации. Именно поэтому прямой противоположностью либерализма выступают представления, основанные на вере, что идеальное общество практически достижимо, если следовать по определенному пути под просвещенным руководством людей, которым этот путь известен. В XX веке образцом такой идеологии был именно фашизм, в том числе в национал-социалистическом обличье. Следовательно, антилиберальные идеологии – всегда антидемократические. Верно и обратное: нельзя быть либералом, не будучи демократом.
Почему же карельский губернатор допустил столь очевидный ляп в своём публичном выступлении? Непосредственно ответить на этот вопрос затруднительно, но можно высказать предположение, что виной тому состав его административной команды, через одного укомплектованной служившими в Вооруженных силах «на должностях, связанных с аналитической и международно-представительской работой». Эти советники-консультанты очень своеобразно понимают функции современного государства и своё место в нём. Вероятно, здесь и наблюдается принципиальнейший разлом.
Ведь государство для карельских либералов – это орган, управляющий общими делами граждан, а в их число входят и богатые, и бедные, и местные, и варяги, и правые, и левые. На весах либерализма они одинаковы. И если бедных больше, они хотят, чтобы государство о них заботилось, и способны выразить свою волю на выборах, а государство обеспечит им требуемый уровень социальной поддержки и защиты. То есть, например, установит высокие налоги и будет постоянно регулировать бизнес. Правда, нужны ли государству вечно бедные? Получается какая-то терминологическая путаница, ведь либералы вроде бы априорно полагают, что «государства должно быть мало». Поэтому для восстановления адекватности напоследок напомним известные правила, которые однозначно отличают либералов от не либералов.
1) Если кто-то говорит, что выступает за ограничение гражданских прав для целых категорий граждан, то это не либерал.
2) Если кто-то говорит, что для защиты демократии нужно запретить антидемократические политические силы, то это не либерал.
3) Если кто-то говорит, что допустимо проигнорировать выраженную на выборах волю народа, потому что народ ошибся или вот-вот ошибётся, то это не либерал. Либерализм не прикрывается фашистским обличьем и не идеализирует народ. Принимает его таким, какой есть. Какой есть, тот и правильный.
Олег Реут, публицист