Частное мнение

Театр — это не то место, где «стригут» деньги

«Губернiя Daily» продолжает рубрику «Частное мнение», в которой люди разных взглядов и профессий говорят о том, что их тревожит, вдохновляет, заставляет задуматься. Ее сегодняшний герой – молодой и очень талантливый актер Национального театра Никита Анисимов. Что он думает о том, чем занимается, и легко ли ему дается профессия? Читаем и комментируем!

— Я — счастливый человек, потому что моя мечта сбылась: меня приняли в театральную студию и я смог получить актерское образование. Свое счастье я не утаиваю, напротив, охотно делюсь им с окружающими, уже третий год подряд играя в Национальном театре Карелии. Со временем Театр стал для меня особенным местом: открывая дверь гримерки, я словно захожу в одну из комнат моей квартиры, а коллеги давно уже стали друзьями. Теперь, видя свое лицо на афише к новому спектаклю, я периодически задаюсь вопросом: почему я выбрал именно эту профессию, в которой еще за годы учебы помимо приятных сторон мною были открыты и не самые, так сказать, радостные?    

И каждый раз я нахожу этому только один ответ — это любовь к искусству и вера в то, что для кого-то я делаю этот мир лучше. 

Поверьте, русский провинциальный театр — это не то место, куда стоит идти работать, если вы грезите большими гонорарами за проделанный вами труд. Петрозаводск — город весьма скромный, редкий зритель здесь способен заплатить 1500—2000 рублей  за билет на спектакль, в отличие от Питера или Москвы. У нас не те зарплаты, это понятно. Тем не менее, требования к нашему театру высоки, как ни к какому другому: мы обязаны оправдывать почетный статус Национального, работая, помимо русского языка, еще на двух — карельском и финском. То есть, на трех одновременно! Не скрою, поначалу эта необходимость меня отталкивала. По двум причинам: во-первых, это сложно. Во-вторых, никак дополнительно не оплачивается. Но, со временем, переборов свою лень и меркантильность, я понял, что в этом есть и плюсы для развития моей личности и творческой индивидуальности. Жаль только, не для моего финансового положения: оно было бы весьма плачевным, если бы я посвятил всё свое время театру, презрев иные способы заработать на жизнь.

Практически ни один актер сегодня этой роскоши себе позволить не может из-за банально низкой зарплаты. Так как большинство моих коллег — люди весьма амбициозные, они не согласны жить только на те средства, которые предусмотрены для них в бюджете. Поэтому с готовностью берутся за любую творческую работу: от педагогической деятельности, будь-то консерватория или колледж культуры, до участия в праздничных вечерах в качестве ведущего, танцора, певца... Все это, как оказывается, артисту по силам.

На примере недавно закрытого театра Русской Драмы я осознал еще одну печальную вещь: ни одно культурное учреждение, независимо от своей социальной значимости или богатства истории, сегодня не защищено. В любой момент, под любым нелепым предлогом оно может быть закрыто. Актеру стоит быть начеку, ведь истинный театр — это не то место, где «стригут» деньги, оно подвержено повышенному риску. Несмотря ни на что, театр был и будет местом духовного просвещения, а вместе с тем — великой отдушиной от будничных забот. Местом, где можно дать волю фантазии или просто отдохнуть, на пару часов отстранившись от реальности. Такова роль театра в жизни общества.

Эту традицию необходимо беречь, без нее театр потеряет свою уникальную ценность и превратится в низкопробный балаган. Поэтому, кем бы не подрабатывал актер, он неизбежно возвращается на театральную сцену, где его ждет новая роль и чувство ответственности за свое дело. Я уверен, любой профессиональный артист горд за сделанный им когда-то выбор и любит зрителя.

Никита Анисимов, актер Национального театра Карелии

Срочные новости в нашем Telegram