Частное мнение

Тренд и бренд

В июне и июле в Карелии состоялись два примечательных, хотя и весьма разных музыкальных фестиваля. Разумеется, по длительности проведения и численности участников их сопоставлять невозможно. Однако с культурологической точки зрения это сопоставление выглядит интересным.

Это рок-фестиваль «Воздух» и фолк-фестиваль «Солнцеворот». На том и другом присутствовала преимущественно молодая публика, многие побывали на обоих. Стилистика мероприятий весьма отличалась, хотя музыкальный драйв и пляски у сцены в финальной части были очень похожими.

О «Воздухе» уже написано немало, напомним о «Солнцевороте». Он проводился уже в третий раз, и второй – на загородной базе «Уя» в Прионежском районе. По сравнению с прошлым годом, количество участников удвоилось – по оценкам водителей фестивальных автобусов, они перевезли около 1500 человек. Кроме того, все парковки и участки шоссе возле базы оказались заняты. И это несмотря на иногда начинавшийся дождь и довольно скромную рекламу фестиваля.

Среди гостей фестиваля присутствовали финские и шведские туристы, заехавшие полюбопытствовать, как восточные карелы отмечают Юханнус (или Мидсоммар). В этих странах свой Иван Купала – традиционный праздник, правда, у них по григорианскому календарю он приходится на две недели раньше. Когда-то и в наших краях он был самым главным летним праздником, но для постсоветского человека стал какой-то диковинкой.

Что касается «Воздуха», то он находится вполне в тренде известных российских рок-фестивалей («Нашествие», «Пикник  Афиши», «Кубана» и т.д.), а в чем-то даже их превосходит. Однако интересно вспомнить, что сам этот тренд берет начало с легендарного Вудстока 1969 года. Но если Вудсток был символом того, как меняется сознание целого поколения (именно тогда начал складываться слой людей, известных ныне как креативный класс), то сегодняшние рок-фестивали имеют сугубо развлекательный характер.

Еще любопытный контраст: если классические рокеры были настроены жестко антивоенно (тогда шла война США во Вьетнаме), то российские рок-фестивали последних лет, напротив, почему-то стало модно сопровождать демонстрациями военной техники. К счастью, на «Воздухе» подобного милитаризма удалось избежать.

Но в целом современный российский рок уже слишком далеко ушел от тех энергий экзистенциального протеста, что вдохновляли ранних рокеров. Как остроумно заметил Павел Казарин, перефразируя классическую строчку Кости Кинчева «Сид Вишес стал Иосифом Кобзоном»: «Вместо обнаженного нерва – обезболивающий укол тщательно дозированной эмоции, густо перемешанной с ностальгией для поколения сорокалетнего офисного планктона».

Рок-фестивали давно уже не меняют мировоззрение публики. Возможно, это временный кризис жанра. Или исторический закат тренда, который пока еще продолжается по инерции? Не будем предугадывать…

Обратим внимание на альтернативную стихию, из которой вырос «Солнцеворот». C 1990-х годов в европейских странах активно развивается такое явление, как регионализм. Каждый регион стремится развивать и продвигать свои уникальные культурные бренды. Они становятся гордостью для местных жителей и магнитом для туристов.

Повсюду проводятся оригинальные фолк-фестивали – правда, единым трендом они не стали и вряд ли станут, поскольку региональные культуры различных стран весьма различны и какой-то общей программы таких фестивалей не существует. Но можно отметить существенное стилистическое отличие от рок-фестивалей, где все взаимодействие строится между артистами на сцене и публикой в зале. Между ними, конечно, идут диалог и энергообмен, но очевидна и грань: музыканты и слушатели все-таки играют разные роли. А фолк-фестивали принципиально интерактивны – там таких граней нет.

Например, на карельском «Солнцевороте» публика и ведущие мастер-классов (по плетению венков, старинным играм и конкурсам) составляли единое целое, их было практически невозможно разделить на «артистов» и «зрителей». И очень интересно было наблюдать, как современная городская молодежь легко включается в ритуальную и игровую стихию своих далеких предков, как пробуждаются, казалось бы, давно забытые архетипы.

Конечно, региональные бренды – это не только какие-то «древности». Это скорее диалог поколений. А иногда голос традиции может звучать вполне современно, экспериментально и авангардно – как в композициях известных карельских фолк-музыкантов, чьи выступления закрывали фестиваль.

Еще одно интересное различие между «Воздухом» и «Солнцеворотом»: если на первый организаторы стараются приглашать команды, которые сегодня находятся «в чартах», то во втором случае такой проблемы нет. Просто есть некоторые вещи, которые не устаревают – загадывание желаний, любовные гадания, прыжки через костер…

P.S.: 9 августа в Петрозаводске в кафе-бар «Кивач» состоится фестиваль в честь дня коренных народов. Подробности здесь.

Вадим Штепа

Срочные новости в нашем Telegram