Интервью

Алексей Бабенко и Владимир Рудак: «Центр там, где ты»

Сегодняшние гости Евгении – Владимир Рудак и Алексей Бабенко, авторы документального фильма «Карельская деревня», который получил три награды на Международном некоммерческом Баренц Экологическом Фильм Фестивале и номинирован на национальную премию. Из разговора вы узнаете, как снимался фильм, почему не нужно отделять районы от центра и как сделать так, чтобы творческий проект принес деньги.

Евгения: Алексей и Владимир, я знаю, что успех вашего первого совместного фильма – только начало. Что вы продолжаете работу над другими проектами, и уже можно говорить о том, что в городе появился сильный творческий тандем… Как вы друг друга нашли?

Алексей: Я давно убедился: в этой жизни приходит все то, что ты хочешь. Вот я долго занимался театром, потом видео. Стал задумываться о кино. Любой человек, который держит в руках камеру, подспудно об этом мечтает… И я сделал заказ во Вселенную: хочу снять кино! Чтобы появился человек-энтузиаст, опытный, который мне в этом помог бы. И появился Вова. Он пригласил мою жену на съемки своего фильма «Фарфоровые головы», и я тоже оказался на съемочной площадке, «посотрудничал». Для меня встреча с Вовой – эволюционное развитие. Он необходимый элемент, дополняющий меня, дающий мне знания. Он – мой донор. И я его – в каком-то смысле.

Владимир: Алексей мне как-то сказал, что если будет нужен оператор – он готов принять участие в съемках. Я это запомнил. А потом появилась возможность снять документальный фильм о карельской деревне.

Евгения: Ты говорил, что проект родился спонтанно…

Владимир: Не совсем так. Мы точно определились, что поедем в Кинерму, знали, что там будем снимать. А вот концепция фильма – да, появилась спонтанно. И это хорошо. Одни снимают фильм по сценарию. Другие идут от картинки, эпизодов… Кто-то пишет «скелет» романа, а потом «наращивает мясо», а кто-то не знает, чем обернется его книга.

Евгения: Почему для своего первого совместного проекта вы выбрали такую неоднозначную тему? Бытует мнение, что жизнь районов никому не интересна. Не боялись, что ваши деревни «не выстрелят»?

Алексей: Неправильно делить что-то на центр и на районы. Центр — это там, где находишься ты. Как у китайцев: где китаец, там и Китай. И главное даже не место, а люди. Именно люди – центр наших повествований. У меня после съемок фильма не осталось ощущения раздельности центра и районов. Проект помог мне в сознании сшить пространство и понять: оно едино.

Евгения: Как люди на вас с камерой реагировали? Вы предупреждали, что снимаете кино?

Алексей: Да, конечно. Я в процессе съемок лишний раз убедился, что надо быть искренним и прямым. Нужно честно говорить, что нужно. Мы так и делали.

Евгения: Вы вдвоем по деревням ездили?

Владимир: Да, вместе. Для начала составили список деревень и поехали посмотреть, как они выглядят. Многие деревни с красивыми названиями превратились в дачные поселки… Потом узнали про Кинерму, решили отправиться туда.

Алексей: Меня поразил один отзыв о кино. Человек сказал: «Да, интересно, но вы всего не показали. Есть другая сторона». Это был намек на то, что в деревнях люди спиваются, доживают, а не живут. А мы показали то, что было! Не приукрасив и не сокрыв. Наш фильм получился светлым, а некоторые люди хотят «чернухи»…

Евгения: Действительно, отсутствие «чернухи» в фильме бросается в глаза… Это ваше личное восприятие сказалось, или, правда, ничего не видели такого?

Владимир: Ну не попадались нам люди, лежащие пьяными на дороге…

Алексей: Может, каждый видит то, что хочет видеть?

Евгения: Была недавно в Питере на фотовыставке «Обонежье». Там снимки деревенской жизни тоже очень позитивные. В детях нет оборванности, а есть счастье, задор, беспечность. Так что вы не одни такие.

Владимир: Мы изначально ехали с целью фиксировать жизнь. Такой, какая она есть. Просто стучали в разные двери…

Алексей: В современной журналистике есть понятие формата. Журналист старается дать многогранное восприятие, по привычке делает социальный контекст. А мы сторонники художественного образа.

Евгения: И подача у вас своеобразная…

Владимир: В документальном кино есть различные стили. Есть телевизионный формат с закадровым голосом, а есть наблюдательный – когда тебя нет. И зритель все равно понимает, что происходит в кадре. Создается картинка без постороннего вмешательства. Вот мы пошли по такому пути.

Евгения: Мне как раз это и понравилось в фильме. Что вас там нет. А для кого и для чего снимали это кино? Думали про фестиваль?

Владимир: Фильм мы делали для себя и тех, кто финансировал проект. А фестиваль появился как-то вдруг. Нам предложили принять участие, мы успели его смонтировать и отправили.

Евгения: Кстати, о финансировании. Кто?

Владимир: Ресторан «Карельская горница». Учредители были заинтересованы в создании документального фильма на местном материале. Нам выделили финансирование и не стали ограничивать в творческом плане.

Евгения: Мечта любого художника!

Владимир: Ага. И здорово, когда не ты ходишь – просишь, а тебе предлагают что-то сделать.

Алексей: И когда никто не вмешивается в рабочий процесс. Хорошее получилось сотрудничество!

Евгения: А для удовольствия делать что-то вы готовы? Появился бы, скажем, этот фильм, если бы не было финансирования?

Алексей: Появился, но был бы несколько другим. Почему-то люди делят: либо деньги, либо удовольствие. Это не правильно.

Владимир: Нет, ну приходится сталкиваться с тем, когда тебе нужно работать в обход творчеству…

Евгения: Это как если у тебя есть выбор: либо делать основную работу, скучную, которая есть твой основной доход, либо браться за интересный, но не оплаченный проект. И ты мучаешься.

Алексей: А не надо воспринимать это как выбор. Не надо мучаться. Вот я снимаю рекламные ролики. Это моя основная работа. Как я получаю удовольствие? Оттачиваю на этой работе технические нюансы, которые потом применю в другой работе. И мне хорошо.

Евгения: Я до сих пор готова делать многие вещи исключительно ради собственного интереса и удовольствия.

Владимир: Так и мы до сих пор так делаем! Нет такого, что пальцем не пошевельнем, если не покажут купюру.

Евгения: Когда можно будет посмотреть «Карельскую деревню?»

Владимир: Сделаем премьеру в кинотеатре, фильм будут показывать на телеканале «Страна». И совсем скоро в «Карельской горнице» можно будет купить DVD.

Евгения: Помню, как еще до съемок у Вовы горели глаза, как он звонил и возбужденно спрашивал: «Куда еще можно поехать?». Вы молодцы. Искренне рада вашему успеху.

Алексей: Наверное, успеху мы обязаны так называемым «разделением труда». Я снимал, а Вова – монтировал. Это как рыбак и повар: рыбак найдет хорошую рыбу, но повар лучше ее приготовит. Хотя меня часто подбивало влезть в монтажный процесс…

Владимир: Так влезал!

Алексей: Нуу, немножко! А так я во время съемки старался такие куски отснять, чтобы Вова просто не мог ничего выбросить.

Владимир: У Леши был кадр, где в Кинерме дети несут дрова. И другой, где ребенок несет ведро. Я оставил ведро. Леша раз пять меня спрашивал: «А почему не дрова, а ведро?» (смеется)

Алексей: На закрытии фестиваля я сказал про Вову, что он – человек с неограниченными возможностями. Вот знаешь, про инвалидов говорят: человек с ограниченными возможностями. Это не про Вову. Он прорвался через все свои трудности и ограничения. Я им восхищаюсь.

Евгения: Расскажите, чем в данный момент вы занимаетесь?

Владимир: Я сейчас пишу пьесы – подсел на это. Мы играем (Владимир – солист и автор текстов группы «Кто как может». — Прим. авт.), пишем песни, выступаем с концертами. Еще есть основная работа. Перескакиваю от одного к другому, стараюсь все успевать.

Алексей: Я преподаю йогу, снимаю видео – коммерческое и некоммерческое. Занимаюсь операторским искусством…

Евгения: А свободное время?

Алексей: Я увлекся тайм-менеджментом. Вот заехал сегодня за Вовой…

Владимир: (перебивает) В результате опоздали на полчаса!

Алексей: Ну, говорю же: я только начинаю…

Владимир: Со временем трудно: выступления, репетиции, литературная деятельность. Но не сказать, что его совсем не находится.

Алексей: Я сейчас пытаюсь найти время для семьи. Все должно быть в гармонии, а я порой вечером за чаем думаю о новом объективе. Это не очень хорошо. Хочу удачно распределить себя на три области: преподавание йоги, съемки и семья.

Евгения: Над чем сейчас работаете?

Алексей: Учимся эффективности… Я Вове говорю: «Мы сняли фильм. Надо идти в Министерство культуры!». И Вова так сразу грустнеет (смеется). А я: «Надо, Вова, надо!». А нам говорят, что министерству физические лица не интересны, а интересны общественные организации…

Владимир: Я ему сразу говорил: «Кто мы для них? Мы же не можем просто с улицы зайти!». А он уперся: «Мы лауреаты!».

Алексей: Знаете, у творческих людей много планов: то, се. А мы планируем и делаем. Сразу едем, работаем. Сейчас я уже не хочу совершать действий, которые не приведут к результату. К цельному ощущению себя.

Владимир: Мы много рассуждаем о том, что мы хотим сделать. И часто удовлетворяемся тем, что друзья и знакомые похвалят: «Классная идея!» Надо не успокаиваться на этом, а делать. Принесет оно деньги – замечательно. Не принесет – не страшно.

Алексей: Принесет, принесет! Главное не стремиться к чему-то одному: удовольствию, деньгам или признанию. Пойдешь к одной из этих целей – будешь обречен. Лучше просто делать. Пусть это и будет цель. Когда снимали «Карельские деревни», то не думали ни о наградах, ни о фестивале…

Владимир: Если нужны деньги – надо открывать бизнес. А если хочется творчества, надо отталкиваться от своих интересов, а не от заработков.

Алексей: Когда сотрется граница между человеком и целью – придет все: и деньги, и признание. Большинство людей, которые чего-то достигли – как раз цельные.

Евгения: Расскажите о ваших новых проектах!

Алексей: Есть у нас социальный проект. Это короткие ролики о жизни инвалидов в России. Проект называется «Новая планета». Актуальная тема.

Владимир: Мы хотим показать жизнь людей с ограниченными возможностями в разных регионах: от Петрозаводска до Владивостока. Планируется, что в других городах в рамках этого проекта будут делать такие же ролики. И будет здорово, если проект станет международным.

Евгения: Источник финансирования уже нашли?

Владимир: Сейчас мы сделали пилотную версию, надеемся, что все получится. Это еще не все проекты, но не хочу пока раскрывать секреты.

Алексей: Вообще, мы хотим создать студию документального кино! Есть идея фиксировать реальность: как современные люди живут, общаются… Через десятки лет это будет очень важно.

Фото: Мария Гудкова

___________________________________________________________

Редакция «Губернии Daily» благодарит партнера рубрики кофейню Crema caffe (ул. Анохина, 26а) за отличный кофе и завтрак.

Коротко о главном в нашем Telegram