Алексей Бабенко: «Не важно, где ты. Важно, что ты делаешь»
Говорят, в Петрозаводске нет видеорекламы. Что все, что у нас снимают – неинтересно и скучно. А еще в городе негде развиваться и уж точно не найти интересных заказов, потому что клиентам ничего этакого не нужно. Работы карельского режиссера и оператора Алексея Бабенко эти слухи опровергают. Все проекты Алексея – интересны, а последний рекламный ролик, стилизованный под фильм «Спортлото-82», получился весьма удачным. В интервью «Губернiи Daily» Леша рассказал о своем отношении к деньгам, о самых интересных коммерческих съемках и мечтах, которые всегда сбываются.
Про систему и бизнес
— Я никогда не работал официально. Как-то не сложилось и не хотелось. Хотя, вот помню, два дня проработал на почте. Меня посадили, указали на газеты, которые надо разобрать. Посидел – пораскладывал. Потом мне показали, как их разносить. Я посмотрел и больше не пришел. Просто не хотелось.
— Я не бегал от системы, но и не шел ей навстречу. Старался делать все сам. Мама меня в этом не упрекала и не вмешивалась в мою жизнь. И я благодарен ей за это. К тому же, я никогда не голодал. Всегда занимался творчеством и параллельно каким-нибудь бизнесом, который приносил деньги.
- Например, я занимался кожей – из старых курток шили с братом рюкзаки, делали ремни и продавали. Я работал актером в театре, работал в Красном кресте: ездили по тюрьмам, детским домам — развозили продукты. В общем, я всегда находил способы зарабатывать. Да и запросов больших у меня не было.
Про первую рекламу
- До того как заниматься съемками, я занимался театром. Работал в студенческом театре, который потом ненадолго переквалифицировался в киностудию. Киностудия носила непростое название «Отдел кадров» — от слова «отделывание» - как процесс. Было очень интересно, но потом студенты отучились и ушли. Я решил, что буду продолжать заниматься видео. Понял, что для того чтобы преуспеть в этой области, в нее надо погрузиться и постоянно практиковать. А для этого надо заняться рекламой – набираться опыта.
— Первую коммерческую рекламу я снимал для «Ленторга». Они были очень заинтересованы в необычной подаче, а я совмещал работу и личное обучение. За полгода благодаря этому сотрудничеству я заработал на профессиональную камеру, а потом познакомился с Костей Ленчицким – он в то время работал на «Нике».
Про мечты о работе
— Мы с Костей начали сотрудничать и провели много интересных съемок. Мы много мечтали, многого хотели и, пожалуй, именно в это время я понял, что все мечты рано или поздно сбываются. Помню, как мы думали: «А хорошо бы снять рекламный ролик для большого магазина!» И когда через полгода уже его снимали, я вспоминал день, когда это была всего лишь задумка. А потом мы мечтали о том, что классно было бы отправиться в путешествие и снять фильм. И вот мы уже в Норвежском море на корабле снимаем фильм о рыболовецком судне. А потом мы очень хотели ездить по России с портативной мобильной студией – работать над каким-нибудь интересным проектом. И вот едем во Владикавказ, затем в Вологду, тут же в Мурманск… Фактически, исполнялось все, что мы заказывали Вселенной.
— Когда мы расстались с Костей, я решил глубже уйти в операторское искусство. Много работал и совершенствовал навыки. Я понял, что стал профессионалом, когда начал монтировать по ощущениям. Научился чувствовать ритм монтажа, и из 25 кадров в секунде убирать один так, чтобы все вставало на свои места. За годы работы я очень вырос в техническом плане.
Про «Стройлото-2014»
— За последние два года в моей жизни было много чего интересного. Ну, во-первых, постоянная съемка рекламных роликов. Из последних интересных рекламных проектов запомнился ремейк фильма «Спортлото-82» — «Стройлото». Идея заказчика заключалась в том, чтобы снять, как люди едут в поезде и беседуют о том, как выиграть деньги при покупке квартиры. Актеров было решено позвать профессиональных, и я пригласил небезызвестного Сашу Довбню и молодых актеров из «Творческих Мастерских» Валерию Ломакину и Колю Белошицкого. Мы купили билеты на поезд в отельное купе и поехали в Медгору. Повесили в купе занавески, постелили на стол скатерть, переоделись. Снимать в сложных условиях вагона было не просто, но мы усиленно работали три часа. Артисты сыграли замечательно, и я остался доволен результатом. Интересно, что приехав в Медгору, мы просто пересели на другой поезд, идущий обратно в Петрозаводск. Получилось такое необычное путешествие, когда садишься в точке А и в точку А же и возвращаешься.
- Рекламная съемка – не для всех. И прежде, чем ей заняться, взвесьте свои силы. Будьте готовы к тому, что заказчик часто не знает, чего хочет. И вам придется выступать в роли доктора. Человек тебе говорит: «У меня все болит». И ты ищешь, что лечить, а потом ищешь средство, которое поможет именно от этой болезни. А еще готовьтесь, что клиент всегда будет выступать вашим соавтором. Работа над рекламным роликом – это всегда сотворчество.
Про удовольствие, за которое надо платить
— Много интересных проектов мы осуществили и до сих пор осуществляем с Владимиром Рудаком. Сначала я работал оператором в его фильме «Фарфоровые головы», потом мы с Володей сняли фильм «Карельская деревня». С Володей же мы придумали и ведем проект «Новая Планета»: снимаем уже третий фильм о людях с ограниченными возможностями здоровья. Почти все наши творческие проекты финансируем сами.
- Чтобы снимать что-то в свое удовольствие, приходится заниматься и коммерческой работой. Сколько нужно разной техники, вы себе не представляете! В кино много нюансов, и наличие хорошей аппаратуры позволяет делать работу быстро и не сильно напрягаться. Это и есть профессионализм – когда ты все меньше времени тратишь на производство работы, а результат получается хорошим.
- Вопрос соотношения денег и творчества волнует всех. А меня не волнует. Потому что к тому, кто умеет ждать, все приходит вовремя. Правда, ждать можно по-разному: сидя на диване и что-то делая. Я за второй тип ожидания, потому что когда ты ожидаешь деятельно – готов принять ожидаемое, переварить его и работать. А если ты лежишь, то совсем не факт, что справишься с тем, что в итоге придет.
— Часто бывает, что делаешь для кого-то работу даром или очень дешево, а потом, через время, деньги все равно тебя находят. Вот звонит мне однажды знакомая девушка и просит снять фильм к юбилею ее отца. Вообще-то, такая работа – не дешевая, но я понимаю, что много денег у нее нет. И говорю: «Заплатишь, сколько сможешь». Я сделал ролик за очень низкую цену и остался удовлетворен: людям приятно, и я получил опыт.
Про необычные заказы
- Вскоре после съемок фильма к юбилею меня попросили сделать похожую работу к юбилею друга. Я называю конкретную сумму, на нее соглашаются. Идея была в том, чтобы подарить юбиляру рассказ о его жизни, о том, как его видят другие люди. Я ездил по дорогим для него местам: где родились его родители, где он жил ребенком, ездил к родственникам в Москву, съездил под Питер на аэродром, где он служил, поговорил с его одноклассниками… Когда человек увидел этот фильм – был очень тронут. Это получился больше чем фильм. И это был важный момент для всей его семьи.
- Через какое-то время юбиляр позвонил мне и попросил снять еще один похожий фильм для своей знакомой. У женщины, которая была серьезно больна, намечался юбилей. Я должен был снять ролик о ее жизни, записать поздравления и теплые слова в ее адрес. Женщина работала врачом, и я общался с ее бывшими пациентами, ездил по городам, где живут ее близкие, общался с ее друзьями. Я даже съездил в Финляндию к ее внучке! Люди говорили о героине много хорошего, и сами они были поразительные, умные – я получил массу удовольствия от этой работы. Когда она посмотрела фильм – была очень тронута. На закате жизни человек увидел, какой большой след он оставил, увидел оценку своей деятельности в глазах других людей, понял, что не зря проживал жизнь. Это получилась очень сильная и важная работа.
- Когда говорят, что в Петрозаводске скучно и негде развиваться, я не слушаю. Мы сами ставим себе преграды, говоря, что здесь болото. На самом же деле важно — где ты. Важно – что ты делаешь.
Про «Ананас»
— В ближайшем будущем мы с Володей Рудаком собираемся снимать фильм «Ананас». Это история о человеке с ограниченными возможностями, который, оказавшись в инвалидном кресле, смог найти в этом положительные моменты. Это фильм-комедия, с элементами черного юмора – он должен получиться очень любопытным.