Интервью

Фотоперсона года. Арина Степенная

Три года назад мы рассказывали об 11 успешных и красивых петрозаводчанках. Еще тогда наша редакция была уверена, что эти девушки о себе напомнят и не раз, и не ошиблась.

Сейчас имя Арины Степенной на слуху, а ее фотографии можно увидеть в федеральных и карельских СМИ, а также топах социальных сетей. Она перевернула наше представление о том, какими могут быть город, события и люди. Это оценили и петрозаводчане, и мы, журналисты. Она завоевывает гран-при городских фотоконкурсов и наши сердца. А если добавить к этому, что Арина совсем недавно стала мамой, да еще и совмещает это с работой в энергетической компании, мы не могли не пригласить ее и обо всем расспросить.

— Арина, почему именно фотография?

— Для меня сторителлинг — это любовь, а рассказывать истории можно по-разному: можно складывать буквы в слова, а затем в предложения или преподнести такой сильный визуальный фоторяд, который все расскажет сам. Поэтому на каком-то этапе работы, лет шесть назад, я поняла, что для меня комната с табличкой «создание текстов, статей и событий» стала слишком тесной. Я взялась за преодоление нового челленжда — начала делать фоторепортажи, ловить эмоции и движение; полублики и полутона. Я — за живое и сильное фото, самодостаточное, как отдельный жанр со своей смысловой нагрузкой. А это предполагает большую творческую свободу и возможность передать свои эмоции и отношение через фотокадр. Как и пресс-релиз, он должен быть построен, чтобы не только отвечать на вопрос «Что? Где? Когда?», но и показывать самые яркие цитаты. Так я развивалась не только как копирайтер, но и фотограф. Поэтому прежде всего я репортажный и портретный фотограф.

— В последнее время мы часто видим в СМИ большое количество твоих фотографий природы, СМИ пестрят заголовками: «Петрозаводский фотограф сделал изумительные фото гало» или «Невероятные фото заката сделали в Петрозаводске». Если репортажные и портретные фотографии еще можно соотнести с твоей профессией, то пейзажные снимки – как удалось так быстро завоевать эту нишу? Многие обсуждают твои фото — они восхищают и вызывают удивление. Многие не верят, что это Петрозаводск.

— Помните заставку Dreamworks animation, где мальчуган сидит на полумесяце и ловит на удочку воображаемых рыбок и груздевые облака? На ней изображен «лунный мальчик», это сын автора логотипа. Причем немногие знают, что сперва боссы киностудии планировали нарисовать взрослого человека, и только благодаря инициативе самого художника заставка получилась именно такой — по-детски озорной и непосредственной. Вот и моей пейзажной историей я полностью обязана моему полуторагодовалому сыну Лёське. Для меня материнство стало не только набором обязанностей, но и возможностей. На время короткого периода декретного отпуска я перестала быть ограничена определенным рабочим функционалом; появилось желание и время расширить свои компетенции, навыки, интересы. А когда ты прогуливаешься с коляской несколько раз в день и относительно предоставлена сама себе, у тебя появляется возможность осмотреться и найти для себя новые места. Тут-то ты и начинаешь замечать, что вокруг творится невообразимая красота. И, конечно же, тебе хочется ее запечатлеть для себя и родных, поделиться кислородом, которым ты дышишь. Так я и начала снимать природу, причем без намерения получить «вау-эффект» или признание. Для меня стало полнейшей неожиданностью, что фото стали публиковать массмедиа; городские и региональные сообщества в социальных сетях, делать репосты. Очень много сообщений приходит в социальных сетях, люди делается личными историями. Так, например, под фотографией закатного озера со стороны Варкауса я прочитала, что отец одного из пользователей социальной сети работал на изображенной шаланде с бортовым номером СШ10 и давал сыну порулить в 11 лет; а моя фотография вызвала детские воспоминания. Для меня это безумно важно, это здорово, это так мотивирует!

— То есть для тебя фото — это возможность отвлечься?

— Скорее, сказать: «Спасибо, мир!» Пейзажная фотография – это жизнеутверждающая мантра, она помогает отфильтровывать лишнее и фокусироваться на главном. А еще фото помогает сказать «привет!» людям, которые очень важны для тебя. Это возможность написать кому-то сообщение или позвонить с вопросом «А ты видел первые подснежники?» В современном мире стало не принято звонить или писать просто так, просто потому, что захотелось позвонить, встретиться и спросить: «Как ты?», не дежурно и мимоходом. Это простое внимание, которого, к сожалению, так не хватает в повседневной жизни. Фото помогает все это восполнять и я, надеюсь, делает этот мир чуточку красочнее и ярче. Теперь уже мои друзья делятся со мной фото с восклицанием «Представляешь, ...?» Вот так и происходит круговорот обмена красотой и эмоциями. Помните, в последнем фильме «О чем говорят мужчины?» сказали, что «Дружба – это главным образом совпадение графиков и статусов». Так вот, за дружбу борюсь до последнего, а фото действительно сближает.

— Как думаешь, почему твои фото заметили? Ведь очень много людей фотографируют, но таких, которые по-настоящему цепляют, немного.

— Можно я начну с предыстории? Помню себя лет в семь, мы с любимым старшим братом Женей, закрывшись ото всех в импровизированной лаборатории, проявляем фотографии. Красный фотофонарь как предвкушение чуда и волшебства. Брат что-то измеряет, насыпает, помешивает, переливает в ванночку. Он возвышается над всеми реактивами и субстанциями. Проявитель, фиксаж и прочие технические премудрости, которые звучали для меня как абракадабра. В полной темноте брат отточенными движениями перекладывает фотобумагу из одной ванночки в другую. И вот проступает картинка, затем она закрепляется, допроявляется и снова закрепляется. Наконец, самое сладкое и волнительное: подцепить полученное фото деревянной прищепкой и прикрепить к сушильной веревке. И ждать, а через пару часов бегать по квартире с радостным визгом и проявленным фото. Счастье, радость, ощущение, что это — я сама. Хотя на самом деле все это он, мой брат. Вот и сейчас для меня фото — это магия, это не только результат владения хорошей теоретической базой, это про отношение и твое видение события. Это, в конечном счете, про тебя. А себе солгать нельзя. Сила такого сторителлинга — в твоем отношении к окружающему миру. В желании жертвовать каждый день своим временем и расти над собой вчерашней. Спасибо моим родным за веру в меня и такую возможность; без них ничего бы этого не было.

— Ты говоришь про жертву временем. Как много времени ты отдаешь фото и как это удается совмещать с материнством и другими проектами?

— Увидев красивый кадр, обязательно найдется тот, кто напишет или скажет: «Вот это повезло!» Правда, за каждым таким везением стоят дни, недели или месяцы ожидания, а потом и работы над фотоснимком. Взять мой кадр с северным сиянием на Онежской набережной, который удалось сделать в октябре 2017 года, пятницу, да еще 13-го. Я месяца четыре каждый день сверялась с прогнозом, затем недели две по несколько часов бродила с камерой и штативом и всматривалась в небо. И, когда я уже не надеялась и, конечно же, оставила все оборудование дома, мой супруг увидел зеленые всполохи. Так удалось снять Аврору — слабенькую, но такую желанную. Буквально недавно, в апреле удалось снова ее поймать в объектив – Аврора сквозь облака пыталась свернуться в красивую неоновую ленту, пара минут, и она растворилась как покрывало иллюзий. Камера практически всегда со мной, каждый день. Снимаю по дороге на работу и после нее; снимаю во время работы — у нас много событий; снимаю во время прогулок с ребенком — говорят, что мы двое смотримся «очень впечатляюще».

Еще бы, мама с коляской, двумя фотоаппаратами по бокам с фоторюкзаком за плечами и штативом. Плюс к этому раза три-четыре в неделю я делаю репортажную и портретную фотосъемку. А когда ребенок спит, я обрабатываю фото; пока отсортируешь отснятый материал, обработаешь и отретушируешь, за окном уже светает. В эту новогоднюю ночь, у меня, например, фотографический марафон без сна продолжался более двух суток. Начала активно снимать 31 декабря; через три часа после боя курантов направилась на площадь Кирова на новогодний салют, а рассталась с камерой только к вечеру следующего дня — уж очень много съемок оказалось в эти дни. Недавно посмотрела на свой планинг и поняла, что у меня в этом году не было выходных, да и сплю я по три-четыре часа в день, но при этом хочется еще больше съемок и новых ракурсов. Когда я все же устаю от «больше, выше, сильнее» и многорежимности, я беру сына и камеру, и растворяюсь в неспешном и наполненном красками вечере – наслаждаюсь материнством и видами. И бабочки возвращаются обратно, на свое законное место, а город и истории его жителей оживают на фотоснимках.

Срочные новости в нашем Telegram