Интервью

Искусство наблюдения: прекрасные сцены из дикой природы, мимо которых мы проходим каждый день

Фото из личного архива

Фотограф Анна Редькина изучает и фотографирует птиц и животных, которые живут в Петрозаводске и окрестностях. И делает это с душой (кстати, вы наверняка видели работы Анны в наших группах в соцсетях). Читаем интервью и любуемся ее работами.

— Фотография — это твое хобби? Кем ты работаешь в остальное время?

— Так сложилось, что сейчас я как раз не работаю, поэтому у меня достаточно времени, чтобы фотографировать. Долгое время моя работа была связана с активным туризмом — работала инструктором в турфирме и педагогом в Центре детского туризма. Больше всего мне нравились пешие походы, особенно по Хибинам. В путешествиях проводила много времени. Я пока ищу себя. И пока я не понимаю, могу ли я превратить фотографию в свою профессию.

— Правильно поняла, что твое увлечение фотографией шло параллельно твоей работе?

— Сильного увлечения у меня не было, фотографировала как все, просто какие-то моменты жизни. Были обычные мыльницы как у всех, потом стала фотографировать на смартфон. Но ничего особенного не получалось, знаний о фотографии у меня никаких не было. У меня вот дедушка очень любил фотографировать: он снимал просто всё на пленку, может быть, от него как-то тоже передалось. Иногда пересматриваю его фотографии: с художественной точки зрения, они, конечно, не самые интересные, но зато какое большое дело для семейного архива.

Мне в принципе всегда хотелось себя попробовать в фотографии, но не было техники. А сейчас вот появилась, поэтому всё продвинулось в сторону качества. Я прошла фотокурсы в Академии фотографии, чтобы разобраться с технической стороной.

— А почему именно природа? Насколько я помню, в Академии фотографии разные жанры можно попробовать.

— Всё началось со времен протестов в Каменном Бору. Мы ходили и защищали лес рядом с карьером. И я начала замечать там птиц и зверей. Помню, увидела вывод лисят и подумала: «Ничего себе, в двух шагах просто от тебя, а ты их не замечаешь». Интерес наблюдателя пробудился: сидишь и ждешь, когда что-то произойдет, и тебе при этом не скучно, ты в наблюдении за красотой. Потом мы ходили с подругой на экопрогулки по паркам города, которые она организовывала с детьми и тоже все время замечали кого-нибудь интересного. Вроде бы центр города, а ты можешь увидеть не только ворон и воробьев, но еще какую-нибудь необычную птичку, о существовании которой и не знал. В общем, как-то оно само сложилось, что я примкнула к “птичникам”. А сейчас уже от этого не можешь отказаться. Такие они прекрасные, эти птицы! А еще у нас есть соревнования...

— Среди фотографов, снимающих птиц?

— Точнее, среди бёрдвотчеров, но они все практически фотографы. Суть в том, что, чем больше видов птиц ты увидишь, тем круче. Но для этого надо много путешествовать, потому что в своем регионе ты все равно так много видов не найдешь. У меня вот пока все ресурсы ушли на покупку техники. Сейчас я не гонюсь за числом встреченных видов, на данный момент мне интересней сделать красивую фотографию. Кто это будет — не так важно. Но сами соревнования интересные, было бы здорово как-нибудь выехать в другой регион

— Обычно фотографы обижаются, когда их спрашивают, на какую технику они снимают, ведь это не так важно, главное — видение. Но в том жанре, в котором ты работаешь, техника имеет первостепенное значение. Расскажи об этом подробнее.

— У меня зеркалка «Никон D850» и фиксированный телевик с фокусным расстоянием 300 мм. Плюс есть телеконвертер, то есть можно приблизить до 420 мм. Хорошая оптика играет большое значение, потому что увеличивает твои шансы достать до нужного объекта. В городе мне моего набора хватает, тем более есть вариант подождать или попозже вернуться в место съёмки, так как это недалеко от дома. Конечно, мечтаю о лучшей технике.

Оляпка, Курган

— Я даже боюсь представить, сколько это стоит!

— Да, это, конечно, дорогостоящее увлечение. Больших сумм у меня нет, поэтому буду экспериментировать и работать с тем, что есть. Для города и дачи — вполне нормально.

— Мне всегда было интересно, как фотограф-натуралист готовится к съемке. Откуда информация про интересных птиц?

— Чаще всего кто-то дает знать, что в городе появился кто-то необычный. Иногда пишут друзья: «Аня, мы там видели необычную птицу». Приходишь и иногда там уже никого, уже все улетели. Но если долго мучится, то, что-нибудь получится. Например, история с полярной совой. Ее сперва увидели в одном месте, я ходила и искала, но ее не было, а потом раз — и она прилетела в центр города. Прямо на Куйбышева, на тротуаре сидела.

— Я бы не догадалась, выглядит как будто на природе.

— Да, многие люди просто шли мимо и не обращали на нее внимания. Очень мало кто смотрит по сторонам, но это просто фокус внимания. Если его сместить в нужную сторону, то со временем вырабатывается навык высматривания — я пока этому учусь. Сейчас я очень хочу встретить воробьиного сыча, это самая маленькая сова!. Моя подруга видела ее в Сайнаволоке, но встретиться она может где угодно.

— А то, что полярная сова так далеко залетела от севера, — это нормально? Говорит об изменениях в климате?

— Я думаю, что тут орнитологи лучше подскажут, но, скорее всего, ей не хватает пропитания в своем ареале обитания, поэтому она летит южнее.

— Получается, фотоаппарат всегда с собой?

— Да, лучше взять. Конечно, носить его тяжеловато. Постоянно ходишь с рюкзаком, и тебя спрашивают, что у тебя там. Но если кого-то встретишь интересного без камеры, то будешь долго жалеть.

— Что с собой берешь, чтобы скрасить ожидание?

— Беру термос с чаем, но иногда забываю об этом. На природе слишком много всего происходит, ты забываешь о времени. Не всегда удается как-то даже остановиться: ты либо бегаешь, либо идешь, полностью погруженный в процесс наблюдения, о комфорте своем не думаешь.

— Есть фотограф, на чьи работы ты ориентируешься?

— Моей отправной точкой в фотографии стало посещение выставки в Водлозерском парке, куда приезжал знаменитый фотограф дикой природы — Игорь Шпиленок. Он рассказывал о связи фотографии и защиты природы. Меня это очень вдохновило, ведь наши леса так нуждаются в охране. Особенно те, которые рядом с нами, например, Курган. Из наших карельских фотографов я ориентируюсь на творчество Михаила Калинина, я бы очень хотела добиться такого же качества и художественности, как у него. И именно он помог мне с выбором техники для съемки!

— А сообщество фотографов-натуралистов доброжелательное?

— Вполне, можно спросить совет по технике. И поделиться с коллегами, что увидел где-то необычную птицу.

— Ты изучаешь птиц, которых фотографируешь?

— Да, конечно, этот процесс идет вместе с развитием фотографических навыков. У меня на телефоне куча приложений для определения птиц. Обычных птиц я уже спокойно различаю по голосам. А вот специфические голоса птиц уже разобрать труднее: дрозда-белобровика от дрозда-рябинника я уже не отличу. Бывают неожиданные открытия. Например, в Ботаническом саду увидела красную птичку, похожую на клеста. Оказалось, что этот вид называет Щур. Очень красивые! За год съемок я впервые такую птицу видела.

— Большинство твоих фотографий снято в пределах Петрозаводска, многое на Кургане. Какое твое любимое место для съемки?

— Да, так совпало, что места моих съемок — это точки на карте Петрозаводска, которые сейчас под вопросом уничтожения. И Каменный Бор, и Курган. Поэтому я так часто указываю место съемки, чтобы показать, как много разных видов обитают в этих привычных для горожан местах. Эти места нужно защитить и сохранить. На Кургане живет очень много видов птиц и животных, есть редкие растения. А еще люблю снимать на своей даче, в 45 километрах от города, там тоже интересный лес: и лисы, и птицы.

— У меня есть еще морально-этический вопрос. Вот, допустим, ты фотографируешь и видишь, что птица или животное травмировано. Как поступать? Не вмешиваться или помочь?

— Я пока с таким не сталкивалась и буду решать по ситуации. Ну вот недавно была ситуация с уткой в Ямке, у которой было сломано крыло. Мы наблюдали за ней, она питалась вместе с остальными утками и чувствовала себя более-менее нормально, но не могла летать, а потом ее нашли мертвой. Не знаем, что произошло. Если бы ей можно было вылечить крыло, она бы выжила. Но мы не знали, как помочь. Вообще, в природе всё довольно-таки жестоко, одни нападают на других, но без этого не выжить. Сцены охоты — это естественный процесс, к этому надо быть готовым.

— Один из моих любимых конкурсов — это Comedy Wildlife — смешные фотографии природы. У тебя есть такие кадры?

— У меня в принципе много таких прикольных кадров получается, потому что не всегда удается снять то, что ты хочешь. Особенно в полете: нужно много практики, чтобы снять красивый кадр, поэтому в процессе получается много смешных.

— Был ли какой-то факт, который тебя очень сильно удивил, когда ты стала изучать мир птиц?

— Всё время удивляешься! Даже обычный воробей и голубь, если присмотреться, очень красив. Интересно наблюдать за тем, как они выводят птенцов и ухаживают за ними. Как птенцы улетают из гнезда. Как птицы общаются между собой, как предупреждают друг друга об опасности. Как делают гнезда. Все это удивительно интересно. Мечтаю о фотоловушке, чтобы больше наблюдать за птицами и дикими животными.

— Финальный вопрос, который задаю всем фотографам и художникам. Профессия выживет, не убьют ее нейросети? Всё же уже снято...

— Я тоже думала об этом, вроде все абсолютно снято, надо ли начинать фотографировать самой. Но ведь сам процесс очень интересный! Сколько нового узнаешь о природе, о поведении птиц. Пропускаешь через себя, узнаешь новое. По-большому счету всё равно, делал кто-то это до тебя, идентичных результатов вы не получите. Иногда я три дня прохожу и кадр не поймаю. И не расстраиваюсь. Я получила бесценный опыт наблюдения.

История нескольких кадров Анны

Ястреб-тетеревятник. Живет на Кургане. Наводит ужас на всех обитателей леса. Ест белок и птиц. Данный снимок сделан на Катанандовском мостике, летел, видимо, с охоты.

Воробьиное дыхание. В морозный солнечный день захотелось попробовать снять данный сюжет. Стала искать объект рядом с домом, далеко идти было бы очень холодно, -30. И вот нашелся обычный воробушек в соседнем дворе.

Лиса. Кадр с лисой пришлось долго ждать — лиса пугливая, всегда до этого убегала при приближении и любом шорохе. Но в этот день ее удалось уговорить не пугаться. Я подкрадывалась постепенно, одновременно говоря с ней, что я только сфотографировать. И она подпустила на короткое расстояние!

Снегири на кормушках часто дерутся — получаются смешные сюжеты.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram