Интервью

Логопед Полина Гусева о «сысках» и «фыфках», как помочь вашему ребенку лучше говорить, читать и писать, а также о том, должен ли педагог любить детей

Наступил новый учебный год, дети вернулись с каникул в школы, и многие родители сразу заметили, как по-разному говорят ребята. У одних речь гладкая, четкая, а у других ничего толком не разобрать – хотя, казалось бы, учатся в одном классе. Поэтому в сентябре количество обращений к логопедам резко возрастает. «Губернiя Daily» поступила так же – мы связались с логопедом Полиной Гусевой, чтобы узнать, как в Карелии работают с нарушениями речи. Заодно и с самой Полиной Леонидовной познакомились. Человек она очень интересный. Коренная петербурженка, живущая и работающая в Петрозаводске уже больше 15 лет, мать двоих детей, она ведет частную практику в Гоголевском центре.

Многие думают, что логопед – это «сыски» и «фыфки», постановка звуков. Но звуки речи – только вершина айсберга. Прежде чем мы произнесем фразу, состоящую из этих самых звуков, наш мозг должен молниеносно проделать колоссальную работу. Мозг формирует замысел фразы, из глубин памяти извлекает подходящие для фразы слова, согласует их друг с другом, чтобы не вышло «снег башка попадёт». Это сложные процессы, но мы не замечаем их, потому что научились всему этому еще до трех лет. А наши дети учатся речи сейчас, и, конечно, им иногда бывает трудно. Тогда на помощь приходит логопед. Кстати, логопед также помогает и при проблемах с письменной речью. Если ребенку трудно дается чтение, на письме много ошибок – вполне возможно, что проблемы здесь логопедические.

Мне 40 лет. Я стала логопедом довольно поздно – в тридцать. Это был осознанный выбор. До этого окончила филфак в Петербурге. Сменила несколько работ, но понимала: не моё. Когда мама узнала, что я решила учиться на логопеда, удивлялась: кто же идет в педагогику за лучшей долей? А я чувствовала непреодолимое влечение. Во-первых, я еще на филфаке увлекалась психолингвистикой. Было очень интересно: как в голове человека выстраивается такая сложная система – язык? Во-вторых, я большой поклонник Оливера Сакса и популярных книг по нейропсихологии. А логопедия как раз близка и лингвистике, и нейронаукам. В-третьих, хотелось овладеть таким ремеслом, в котором ты планируешь стратегию, следуешь ей – и видишь результат.

Я фанат хорошей теоретической подготовки. Неважно, что я планирую делать: готовить новое блюдо или сажать картошку – сначала стараюсь хотя бы почитать на тему. А уж решив быть логопедом, я начала с того, что стала перебирать варианты вузов. В итоге остановилась на своем родном педагогическом университете имени Герцена. Так что оба моих диплома выданы в РГПУ. Первый – на филфаке, второй – на факультете коррекционной педагогики. Думаю, что не ошиблась с выбором: у нас преподавали настоящие звезды логопедии!

Пять лет я проработала в школе для детей с двигательными нарушениями (это было счастливое время). Я пришла туда учиться работать со сложными речевыми нарушениями, но научилась и кое-чему еще. Например, видеть в ребенке ребенка, а не только диагноз. Дети-инвалиды – в первую очередь просто дети. Да, у них есть проблемы, но проблемы есть у всех нас. К сожалению, иногда у людей создается ощущение, что никаких инвалидов не существует вовсе. Инициативы государства – специальные парковки, туалеты, пандусы – кажутся кому-то ненужной нелепостью. В результате водители паркуются на местах для инвалидов, велосипедисты оставляют велосипеды прямо на пандусах, учреждения превращают туалет для инвалидов в кладовку со швабрами. Но я верю, что это по незнанию, а не со зла. Иногда гуляю с ученицей, она в инвалидной коляске. Огромное количество людей проявляют заботу, предлагают помочь, да и просто доброжелательно улыбаются ребенку. Значит, люди у нас все-таки очень добрые!

Должен ли педагог любить детей? Люди сейчас переосмысливают старые истины, так что задаются и таким вопросом тоже. Что важнее для педагога: любовь к детям или профессионализм? Думаю, без любви профессионализм невозможен. Я не имею в виду, что учитель должен всегда называть детей «зайчиками» и постить в соцсетях картинки с милыми малышами. Я имею в виду эмпатию, уважение к ребенку, готовность встать на его сторону. А еще важная вещь – уважение к родителям ученика. Иногда измотанные педагоги начинают видеть в родителях какую-то помеху обучению: мол, я детей учу-учу, а родители все только портят. Но перспективнее, конечно, видеть в родителях союзников, а не противников.

Надеюсь, когда-нибудь мы сможем спокойнее относиться к особенностям друг друга, в том числе и речевым. Меня не задевает, когда я слышу, как взрослый не выговаривает Р или Л. Хотя если он меня спросит, я подскажу, как все исправить! Впрочем, гораздо проще исправить недостатки речи в детском возрасте. Логопед может помочь вашему ребенку не только лучше говорить, но также читать и писать.

Кабинет логопеда Гусевой Полины Леонидовны располагается в Гоголевском центре (Горького, 25).  Запись по телефону: 8 (921) 457-48-74.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram