Интервью

Министр спорта и туризма – о сбывшихся мечтах, руке Третьяка и непопулярных уроках физкультуры

«Если бы была возможность выбрать, я бы выбрал средневековье – мне нравится эта эпоха: рыцарские поединки, турниры и, конечно, традиции тех времен». Это сейчас Александр Воронов – большой чиновник, а прежде сортавальский мальчишка зачитывался «Айвенго», мастерил с друзьями деревянные щиты, мечи и становился участником рыцарских сражений – в лесу, на скале, рядышком с железнодорожным поселком, в котором вырос. Дрались до «первой крови» – ну, то есть то тех пор, пока кому-нибудь не попадало как следует. Потом залечивали раны и всей ватагой придумывали новые развлечения – например, там же, на скале соревновались, чей трюк на велосипеде окажется круче…

– Почему спорт? У вас родители спортсмены?

– Нет, отец – машинист тепловоза, почетный железнодорожник, мама работала на мебельно-лыжном комбинате в Хелюле. Они никак не были связаны со спортом. Почему так получилось? Не знаю… Может потому, что моим кумиром был и остается Владислав Третьяк. В детстве мне подарили его книгу «Когда льду жарко», и там он описывал, как шел к хоккею, как перепробовал десятки видов спорта, пока, наконец, не встретил тренера, который его увлек, и он понял, что нашел себя. Третьяк описывал, каким трудом ему все давалось, и как спорт помог ему добиваться успехов в жизни. И именно по примеру Третьяка я устраивал свою жизнь. Несколько лет назад мы встретились в Олимпийском комитете России, я подошел к нему, представился, пожал руку и рассказал, что воспитывался на его книге, и он мой кумир по сей день.

– Ваша мечта сбылась?

– Да – пожал руку Третьяку. Сейчас, конечно, встречаюсь со многими известными людьми, но на тот момент это было для меня действительно событием. Ведь то, что в детстве «попало», ты проносишь через всю жизнь.

– Ваш вид спорта – академическая гребля?

– Да, я закончил ДЮСШ олимпийского резерва. Хотя потом с удовольствием играл в баскетбол за студенческую сборную, когда учился на физвосе, увлекся силовым троеборьем и даже дошел до уровня кандидата в мастера спорта.

– Учились хорошо?

– В школе до 7-8 класса без особого желания, а потом взялся за учебу, потому что понял, что хочу идти дальше, поступать в вуз. По тем временам, если из двух выпускных классов в вуз поступали 3-4 человека – было хорошо. И я поступил. В вузе был отличником – здесь я уже сознательно учился и добивался результатов, приходилось проявлять усердие, где-то зубрить... Это, знаете, как в спорте – есть люди, которым все дается легко, они одарены, и им даже тренироваться не надо – пошли и сдали норматив. А есть те, которым приходилось тренироваться часами, чтобы выполнить те же нормативы.

– Вы из каких?

– Из вторых, которые никогда не хватают звезд с неба. Мне все доставалось через «не могу», через «не хочу». Но это закаляет и учит преодолевать и обстоятельства, и самого себя. Очень многие люди, которым все легко давалось, ломались при первых же трудностях.

– Скажите, почему уроки физкультуры сейчас так непопулярны среди школьников? Что вы думаете обо всех этих спорах вокруг дополнительных часов физкультуры в школе, о системе оценок?

– Думаю, основная задача учителя –  привить любовь к занятиям физкультурой и спортом. Многое зависит от личности учителя, он должен сам гореть на уроке. Это, кстати, касается и тренеров – к одним дети идут и занимаются годами, у других не задерживаются. Поэтому должны быть критерии оценки работы учителя, чтобы хорошая работа достойно оплачивалась. Что же касается оценок ученикам, то я убежден в том, что тут нужно менять подход. Когда мы даем один норматив, допустим, по прыжкам в высоту для детей разного роста – это неверно. Надо идти по другому пути и оценивать прогресс результатов. Вот бежал ребенок дистанцию за минуту, а через полгода сумел пробежать за 53 секунды – это достойно хорошей оценки. А третий урок физкультуры, конечно, нужен. Другой вопрос – каким будет этот урок.

– Вы – отец троих детей. Поделитесь секретами воспитания?

– Детей надо просто любить. Что тут еще сказать? Пример родителей для них, конечно, очень важен. У меня есть принцип, которому я следую всегда и учил этому студентов – самая страшная ошибка сказать себе: «Я не могу этого». Всегда надо говорить: «Я сделаю!». У меня есть специальная тетрадь, в которую я на протяжении многих лет дважды в год вношу записи: в начале года – планы, а в конце года – итоги по реализации поставленных планов. Очень конструктивное занятие, скажу вам. Этому и своих детей учу. Сыновья у меня, правда, еще маленькие – старшему скоро исполнится 6 лет, а младшему только полгодика. А вот дочь в этом году окончила школу – между прочим, с золотой медалью. Она очень умная девочка и за все время учебы не имела ни одной четверки. Но меня как раз волнует, что «четверка» для нее уже трагедия, и я все время ей говорю, что нет ничего страшного в не самых хороших результатах, человек должен испытать и взлеты, и падения – нельзя быть все время на 100%. Нужно попадать и в «минус», чтобы уметь оценить успех. Но нет – она максималистка и ей все нужно брать по максимуму.

– Уже известно, что наш гимнаст Александр Баландин будет выступать на Олимпиаде в Лондоне. Ожидали, что он попадет в команду?

– На самом деле все решалось буквально на днях. Но когда пришло письмо о том, чтобы мы отправили на Олимпиаду тренера Александра – Виталия Бубновского– мы поняли, что Саша едет в Лондон. А потом основной конкурент нашего спортсмена Константин Плужников сломался психологически и уехал со сборов. Там же все на нервах, такой накал страстей…

– Ваши прогнозы по поводу выступления Баландина?

– Я уже ошибся с прогнозами о победителе чемпионата Европы по футболу, поэтому лучше промолчу. Конечно, нам всем хотелось бы встречать Александра с олимпийской медалью, но об этом никогда никому не надо говорить, – совсем по-мальчишески переплевывая через плечо и стуча кулаком по столу, говорит главный спортивный чиновник Карелии.

– А зимние виды спорта и участие карельских спортсменов в Олимпиаде в Сочи?

– Увы, маловероятно, что кто-то из наших спортсменов поедет в Сочи.

– Напоследок ваш совет молодежи – к чему им стремиться, о чем думать? Ну, если бы дети спросили: «Пап, а как жить?».

– Во-первых, всегда надо помнить, что все в ваших руках и нет ничего невозможного. Во-вторых, ни в коем случае нельзя ставить себя в рамки, определять какой-то уровень, дальше которого не пройти – эти рамки потом придется разрушать. Нужно четко видеть цель и идти к ней. Но главное – уважение людей и дружба. А для этого нужно жить и относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Все, в общем-то, просто.

Беседовала Анастасия Вайник

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram