Интервью

«Многие сейчас мне пишут: «Я сойду с ума!»: петрозаводский психолог дает простые советы всем, кто сидит дома с детьми

На фото: Ольга Панкратьева

Коронавирус и бесконечный поток пугающей информации не дают оставаться спокойными не только нам, но и нашим детям. То, как ведем себя мы, мгновенно сказывается на них.

Есть взрослые, которые отрицают проблему: «Коронавируса нет, ведь кто заболел из ваших знакомых? Никто!». Есть те, кто воспринимает любую новость как катастрофу, в панике закрываясь дома. Но во всем должна быть золотая середина. Как ее добиться, рассказала практикующий клинический психолог из Петрозаводска Ольга Панкратьева, которая уверена, что тревожность может быть рациональной, ведь во время стрессовых ситуаций она нормальна.

Раньше человек, который лежал с пультом на диване, считался лодырем и лентяем! А сейчас это добропорядочный гражданин России, который самоизолировался, он умница. Но у многих всё равно есть чувство вины, что они делают что-то не так, и эти мужчины и женщины начинают заниматься всякой ерундой: бумажки перекладывать, делать то, что не хочется, тратить свои ресурсы, которые можно было бы сберечь на потом.

От мироощущения родителей напрямую зависит настроение и спокойствие детей, особенно малышей. Им главное, как мама и папа себя ведут. Если они спокойны, то и ребенок особо не тревожится. Есть и еще один нюанс. Сейчас все собрались дома вместе: бабушка говорит одно, папа — другое, мама — третье, ребенок не знает, что делать.

Товарищи взрослые должны договориться. Всем нужны правила, без них в жизни будет хаос. Дети наши требования всегда будут проверять на прочность, смотреть: разрешит ли это папа? А мама? Могут ныть, вымогать, настаивать, но мы держим свои позиции! Если говорим нельзя, то не «потому что я так сказал», нужно хотя бы коротко пояснить причину отказа (поздно, опасно, может разбиться), и повторить пару раз. Если ребенок снова спрашивает про это, то не потому, что он вас не понял, ему просто трудно перебороть свое желание.

Родительские требования не должны вступать в противоречие с явными потребностями ребенка. Даже в момент самоизоляции детям нужно бегать, прыгать, лазать по деревьям, хватать камни, бросать их, разбивать что-то, рисовать — это проявление их естественных и важных потребностей. Запрещать это — всё равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Не получится. Мы только будем напрягаться сами и детей наших нервировать. Что можем сделать? Нужно течение этой реки направить в безопасное и удобное для нас русло.

Смартфон: дать или нет?

фильм родительский беспредел

Если говорить о подростках, то для них сейчас общение со сверстниками — самое важное, и, если ограничивать их жестко, забирая постоянно смартфон, это будет кошмар для ребенка. Ограничения должны быть, но в период коронавируса пусть будут гибкими, то есть общаться можно, но сидеть в Интернете до трех часов ночи — нет. И прекращайте из-за гаджетов винить сейчас себя. Советую с подростками говорить строго, но с уважением, по-другому договориться не получится.

Помните также, что во время самоизоляции могут проявляться не только тревога, но и злость с агрессией. Этого не нужно пугаться! Агрессия — важная и ценная энергия для детей в любое время, особенно во время травмы. Сейчас дети могут начать говорить: «Ненавижу коронавирус, хочу в школу и к друзьям, это несправедливо!». И это нормально. Ольга отмечает, что если бы не было злости в нашей жизни, то никаких спортивных побед и медалей не было бы тоже. Принимайте злость ребёнка.

В такие моменты  можно организовать сессию гнева: предложите ребенку в течение минуты рассказать обо всем, что его злит. Точно так же можно проводить сессии волнения. Установите таймер, просто слушайте, не перебивая. Хорошо, когда есть человек рядом, который просто выслушает, а не зарядит тебя своими эмоциями. Умейте слушать ребенка, не надо паниковать, рассказывать о своих страхах. Еще можно полепить, нарисовать лист злости, а затем разорвать его, наорать, растоптать.

Детям свойственна такая же, как у взрослых, защита — отрицание. Это форма сопротивления, реакция на стресс и травму. Нужно уважать ребенка, не лезть с объяснениями про коронавирус или запугивать. Помните, детям необязательно знать все факты, как нам, взрослым. И очень важны в сегодняшней ситуации режимные моменты, с ними дети чувствуют себя спокойнее: еда, гигиена, сон. Включайте ребенка в свои дела, если он может вам чем-то помочь.

Упражнение для детей-подростков и взрослых: нужно найти в квартире, комнате, доме три предмета, которыми ты можешь охарактеризовать сложные ситуации в своей жизни. Первый предмет должен напомнить о ситуации, которая произошла в самом раннем возрасте (от 1 до 5 лет). На листке напишите, какую ситуацию вспомнили, какие эмоции проживали тогда, что чувствовали. Второй предмет — это негативная ситуация, которая была год или 1,5 месяца назад, до коронавируса, запишите, какие эмоции, чувства  вызвала. Третий предмет — о состоянии сейчас, напоминает о самоизоляции, также описываем ощущения.

После выполнения упражнения скажите сами себе: «Я уже когда-то прожил непростую ситуацию и смог с этим справиться, те эмоции уже выдержал. Сегодня здесь и сейчас тоже нахожусь в переживаниях, но теперь я умею с ними справляться, у меня есть опыт и ресурсы». То же самое вы можете попробовать провести со своими детьми, можно попросить нарисовать рисунок страха или волнения, тревоги, просто плохих событий, когда он был очень маленьким, потом рисунок недавнего прошлого и сказать, что это естественно проходить через кризисы, и что он уже умеет это делать.

Но это не всё! Нужно найти еще три предмета, они должны ассоциироваться уже с хорошими ситуациями в жизни: первая — до 5 лет, вторая — от года до 2 месяцев назад,  до коронавируса, и третья ситуация — произошедшая уже в момент карантина, описать эти моменты, вспомнить, и понять для себя, что хорошие ситуации тоже были в жизни. 

Это упражнение нужно для того, чтобы квартира, дом, комната, вещи становились для ребенка ресурсами. Таким образом, неприятные воспоминания могут помочь и подсказать, что он прожил, а приятные — стать ресурсными и приносить эмоции счастья. Очень хорошо если эти детские рисунки со счастливыми воспоминаниями будут в открытом доступе, рядом с кроватью или столом, это снижает тревожность.

Еще три техники для снятия тревоги:

  • рисунок «Мое безопасное место» (повесьте где-нибудь в комнате)
  • визуализация приятных образов (поехал на море, пошёл в лес)
  • создание коллажа (картинки, большой лист, создать историю про себя)

В период стресса у нас у всех есть право на счастье и радость!

фильм "Родительский беспредел"
Фильм «Родительский беспредел»

И вы можете создать список радости для своего ребенка. Он должен быть длинным! Укажите, что приносит радость и как можно это организовать у себя дома. Например: настольные игры, смешные видео, «лайки» (они не ерундой и глупостями занимаются, а помогают себе быть счастливыми в данный момент, говорит психолог).

Многие сейчас мне пишут: «Я сойду с ума! В семье огромное напряжение!». Но, поверьте, это нормально, честно. И хорошо, когда родители понимают, что имеют право на эти эмоции, не нужно корить себя за них. Чуть позже мы все станем замечательными родителями, но сейчас у нас самих нет ресурсов быть идеальными. Если ничего не выходит за рамки, то ничего катастрофического за время самоизоляции не произойдет. Просто объясняйте ребенку, что это не про него сейчас, не он плохой и надоел, это про ваши чувства, вы устали и раздражены. Карантин не навсегда, он всё равно закончится, мечтайте о том, куда хотите пойти, поехать, с кем встретиться, и пообещайте себе, что постараетесь выполнить это.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram