Интервью

«На языке современных подростков театр не говорит, а переводить некому»

Нам, уставшим развлекаться и развлекать, мир еще способен преподнести сюрприз. 16 октября в 19.00 на сцене Национального театра артисты-профессионалы сыграют пьесы, написанные… подростками. Увидеть этот необыкновенный эскизный спектакль можно будет только один раз и по свободным билетам. «Губернiя Daily», информационный партнер проекта «Границ.NET», встретилась с его художественным руководителем Олегом Липовецким.

- Олег, признавайтесь, детей пришлось вести в театр добровольно-принудительно?

— Ни в коем случае. Одним из принципиальных условий было желание самих подростков участвовать. Мы просто приходили в школы и рассказывали ребятам от 12 до 17 лет о проекте. О том, что под руководством профессиональных драматургов они будут учиться писать пьесы, а потом их произведения поставят на настоящей сцене настоящие режиссеры и сыграют профессиональные актеры. Набрали очень разноплановую группу: рядом на мастер-классах сидят ученики из частных школ и воспитанники интернатов. Есть в их числе и дети с проблемами опорно-двигательного аппарата. Но участие для всех равноправное. Многие из школьников в театре и правда до этого никогда не были. А если и были, то сообщили, что это «скукотища, и ничего не понятно».

- В соцсети все понятнее…

— Да, экран подскажет тебе, что делать и куда идти, что смотреть и читать… Все решено за тебя. Театр в этом смысле помогает обрести свободу.

Подростки благодаря драматургической лаборатории получили доступ к неизвестному миру и новому языку, который познается в живом общении, а не через Интернет.

Такое погружение позволяет грамотно и полно выразить скрытые эмоции, рассказать о том, что давно волновало.

- Как работает эта лаборатория?

— По методу class act. Он появился в Шотландии, и мне повезло пообщаться с его родоначальницей – драматургом, писательницей и режиссером Николой МакКартни. А драматурги-педагоги нашего проекта Мария Зелинская и Вячеслав Дурненков успели освоить этот метод и с успехом практикуют его уже не первый год. Это люди с огромными сердцами, вмещающими в себя радость за сотни маленьких учеников. Вячеслав, кстати, один из сценаристов нашумевшей «Школы» Гай Германики, проводил занятия class act и с невидящими детьми, и в детских домах, и в колонии для несовершеннолетних.

Метод заключается в том, что людей, не относящихся к театру, вовлекают в процесс создания спектакля, обучая основам ремесла. Занимаясь драматургией, ученики начинают по-другому относиться к собственной жизни и улавливать в ней причинно-следственные связи. В проекте «Границ.NET» работает лаборатория по созданию пьес и впервые в России – музыкальная: там ребята создают саундтреки к будущему спектаклю.

- Но ведь пьесы рождаются только в самом конце обучения. Как же без них?

— Пока их нет, дети просто слушают и разбираются, что же такое музыка для спектакля. Еще мы успели посетить балет «Конек-Горбунок» в Музыкальном театре и обсудить постановку. Там как раз соединяются на сцене классическая музыка и современная хореография, и у ребят появилась возможность увидеть театр сегодняшнего дня.

Дело в том, что в настоящее время спектаклей с пометкой 12+ на афише практически нет. Есть детские, а потом сразу взрослые. Поэтому на языке современных подростков, который меняется с бешеной скоростью, театр не говорит, а переводить некому. И диалога не случается, а значит, теряется связь между театром и поколением тинейджеров. Особенность нашего проекта состоят как раз в том, что он находится в категории 12+.

Для артистов это тоже приключение?

— Экстремальное уравнение со всеми неизвестными, когда до последнего не знаешь, сколько пьес получится и какими они будут. Артистов, которые захотели участвовать в проекте, оказалось больше, чем мы рассчитывали. Это актеры и режиссеры Национального театра, Театра драмы РК «Творческая мастерская» и Ad Liberum. Каждый получает по 3-4 роли, но сможет поделиться с другими, а при желании и поставить понравившуюся пьесу.

Конечно, репетиции во всех углах – это просто сумасшедший дом, но сумасшедший дом очень правильный.

И срок в несколько дней – тоже экстрим. Но не только экстрим, а желание, не углубляясь в актерскую и режиссерскую самореализацию, донести до зрителей замысел молодых авторов. Юных авторов на репетициях тоже ждут. По условиям проекта режиссеры не имеют права изменить в текстах ни слова без их согласия.

Услышать голоса тинейждеров – тоже удача для актеров. Ведь оторванность театра от реального мира сегодня – серьезная проблема. А тут появился отличный повод и средства. «Границ.NET» получил гранд Министерства культуры РФ в рамках проекта «Театр + Общество», а софинансирование поступает из бюджета республики.

- А 16 октября мы увидим результат проекта?

— И да, и нет. Показ 16-ого – это не главный результат. Это только итоги работы лаборатории. Главное – то, что в этот вечер многие ребята, их родные и друзья впервые придут в театр. Важно, что процесс вовлечения в театральную жизнь для этих зрителей будет запущен.

Билеты на театральный марафон решено было сделать открытыми. То есть достаточно приехать за ними в кассу Национального театра по адресу: пр. Карла Маркса, 19, или позвонить по телефону: (814-2) 78-26-74. По желанию, зрители смогут при получении билета положить любую сумму в специальную урну для сбора денег. Собранные средства мы передаем в фонд имени Арины Тубис для помощи тяжелобольным детям. Сможете оставить 10 рублей, 10 тысяч или ничего – неважно. Если вы пришли к нам на «Границ.NET» – это уже огромная польза.

Это не спектакль в общепринятом смысле этого слова, а лишь эскиз. Актеры будут играть с текстами в руках. В этот вечер мы увидим все пьесы, написанные подростками, небольшие, минут на десять. Совершенно разные. Необязательно все суперудачные. Это большая духовная работа. И для нас, и для актеров, и для ребят, и для зрителей. Я уверен, что мы все чуть-чуть подрастем душой на этом проекте. Надеюсь, что зрители будут вместе с нами – ждем всех на спектакль «Границ.NET».

«Границ.NET». Границ чего?

— Границ возможностей, фантазии, общения, самореализации... И возраста нет, есть только опыт. Мы не ограничиваем участников в выборе тем и жанров для своих пьес. Так что это будет что угодно, только не развлечение. Комедии или трагедии – как повод для работы над собой и шанс понять новое поколение.

Срочные новости в нашем Telegram