Интервью

Начальник ГИБДД Карелии Андрей Червочкин ответил на вопросы читателей нашего сайта! Часть 1

«Где ГИБДД...», «Почему ГИБДД...», «Зачем ГИБДД...» – вопросов, начинающихся с этих слов, нам поступает очень много. Петрозаводчан не устраивает, как организовано дорожное движение в городе, и их можно понять. Бесконечные пробки, ямы, нарушения… Недавно, устав от посредничества, мы предоставили нашим читателям возможность задать волнующие их вопросы непосредственно начальнику Управления ГИБДД Карелии Андрею Червочкину. Собрав все вопросы, мы передали их в ГИБДД Карелии.  Давайте теперь послушаем Андрея Владимировича. Поскольку вопросов у наших читателей накопилось много, интервью получилось очень объемным, поэтому сегодня мы публикуем лишь первую их часть. Продолжение читайте на нашем сайте завтра.   

До каких пор в дежурной части не будут реагировать на жалобы жителей города? Я лично периодически обращаюсь туда с указанием на нарушения, а в ответ получаю только: «Мы постараемся что-то сделать», «Сейчас никого в этом районе нет», «Пока ничем не можем помочь» и т. п.

– В зависимости от оперативной обстановки в городе дежурный принимает решение о маневре нарядами ДПС, в том числе и по обращениям граждан о нарушениях Правил дорожного движения. В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны и предупреждение дорожно-транспортных происшествий.

Дежурный не обязан сразу реагировать на все обращения. Если речь идет о преступлении, то он, конечно, реагирует мгновенно. Если же речь идет, например, о жалобе на стоянку транспортного средства во дворе на газоне, то сотрудник может написать рапорт и зарегистрировать его. И жалоба будет отработана, но позже.

– Тогда, когда машина уже уедет с газона, – заметили мы.

– Возможно, что и уедет, – согласился Андрей Владимирович. – Но у нас нет возможности сразу отреагировать на все поступающие сообщения. Вы же не думаете, что мы можем привлечь к административной ответственности одновременно всех нарушителей?

– Нет, не думаем. Но ситуация, когда одного человека за нарушение правил парковки штрафуют, а десятки других остаются безнаказанными, кажется, по меньшей мере, не очень-то справедливой.

– Автовладельцев, чьи машины стоят припаркованными на газонах, нужно вычислять. У нас нет на это времени. Поэтому так и получается, что к административной ответственности привлекаются только те, кто нарушает непосредственно на наших глазах. Сфотографировать же нарушителя и поехать дальше сотрудники ГИБДД тоже не могут. Фотоаппараты – приборы не сертифицированные, а значит, снимки не могут служить основанием для привлечения к административной ответственности. Выход из этой ситуации один – покупка «Паркона» (технология автоматического контроля правил парковки и других нарушений ПДД. В ее основе – измеритель, установленный в патрульном автомобиле, и рабочая станция, на которой выполняется обработка видео. – Прим. ред.).

Мы уже давно и у бизнесменов, и у администрации города просим: купите нам «Паркон»! С помощью этого центра мы привлечем к ответственности всех нарушителей и сможем реально повлиять на ситуацию с парковками в неположенных местах. При этом водитель и сотрудник ГИБДД даже не будут встречаться. И этим «Парконом» не обязательно должны будем работать только мы. Им сможет работать и администрация города. На весь Петрозаводский городской округ нужен-то всего один «Паркон». Он стоит около 600 тысяч рублей. В прошлом году на заседании Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Петрозаводска рассматривалось предложение о приобретении комплекса автоматической фиксации нарушений правил парковки. Администрация города не нашла на это средств.

Летом совместно с телевидением и представителями ГИБДД был проведен рейд по парковкам для инвалидов. В ходе обсуждения выяснилось, что комплекс автоматического фиксирования нарушений (который устанавливается в автомобиле ГИБДД и автоматически считывает номера автомобилей, находящихся в зоне действий запрещающих знаков) стоит всего порядка 500 тысяч рублей. Неужели у вас не хватает денег, чтоб купить хотя бы один такой аппарат? Ведь даже если подумать логически, то проехав только по парковкам и сфотографировав нарушителей, оставляющих свои автомобили на местах для инвалидов (напомню, штраф – 5000 рублей) этот комплекс окупится за неделю.

— С 2012 года финансирование – федеральное, соответственно и штрафы за нарушения уходят в федеральный бюджет, — поясняют в ГИБДД Карелии. —  Поэтому купить паркон за счет указанных поступлений мы не можем.

Почему сотрудники не стремятся решить проблему с неправильной парковкой? На улице Андропова постоянно машины стоят под знаком. Но оттуда их хотя бы эвакуируют периодически, а как же на других улицах города?

– Мы обращаем внимание на все улицы города. В январе-феврале за несоблюдение требований дорожных знаков, запрещающих остановку (стоянку) транспортных средств, инспекторами ДПС Госавтоинспекции Петрозаводска к административной ответственности были привлечены 232 водителя.

Почему наряды ДПС часто едут мимо случившихся на дороге ДТП? Они сотрудники или просто наблюдатели? Они в служебной машине на прогулке или все-таки на работе?

– Наряды едут мимо, потому что каждый из них занимается своим делом. В Петрозаводске создано несколько экипажей ДПС, которые оборудованы специальными средствами для оформления дорожно-транспортных происшествий. Основанием для их выезда на место ДТП является указание дежурной части. В первую очередь оформляются дорожно-транспортные происшествия на магистральных улицах, препятствующие проезду другим автомашинам, с участием общественного транспорта и происшествия, имеющие большой общественный резонанс. В зависимости от оперативной обстановки дежурный принимает решение о направлении дополнительных экипажей ДПС для оформления дорожно-транспортных происшествий.

Каких-то временных рамок ожидания водителями нарядов не существует: когда у сотрудников ДПС появится возможность, тогда и приедут. Правда, это касается лишь ДТП с материальным ущербом. Если пострадали не только авто, но и люди, такому происшествию внимание уделят сразу же, и ни один наряд, куда бы он ни направлялся, мимо не проедет.

Почему сотрудники сидят и смотрят, как человек переходит дорогу в неположенном месте, а не предотвращают это? А если его машина собьет?

– Все действия инспекторов направлены на профилактику дорожно-транспортных происшествий с данной категорией участников дорожного движения. Для привлечения их внимания и профилактики ДТП инспекторы ДПС применяют громкоговорящие устройства и свистки. На месте правонарушения они проводят с пешеходами разъяснительные беседы. Сотрудников ГИБДД всегда видно. Они ни от кого не прячутся. Если человек видит сотрудника полиции и все равно идет, нарушает, что делать сотруднику? Он наказывает.

Существует ли план на количество оформленных протоколов нарушений Правил дорожного движения? Неужели отменили палочную систему выполнения плана? Если да, как же тогда сейчас подводят итоги?

– Палочной системы больше нет. Это особенно заметно по статистике. Ежегодно общее количество административных нарушений снижается. Главное, чем мы занимаемся – профилактика аварийности. Работа инспекторов ДПС оценивается по знаниям законодательства Российской Федерации и других нормативно правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, по качеству ведения производства по делам об административных правонарушениях, по умению осуществлять распорядительно-регулировочные действия, по количеству резонансных ДТП, зарегистрированных на их участке патрулирования. В оценку также входят культура поведения в общении с гражданами, физическая подготовка, строевая подготовка и внешний вид.

Почему у работников ГИБДД в приоритете стоит «наказать – оштрафовать» водителей, а не содействовать безопасности дорожного движения?

– Такого приоритета нет. Наша основная цель – не штрафы, а профилактика ДТП, чем мы и занимаемся.

Насколько правомерна установка приборов, измеряющих скорость движения, спрятанных за мачтами освещения? В частности, на Комсомольском проспекте при движении на Кукковку и на Лесном проспекте на остановке перед мостом Кукковка – Древлянка?

– Почему спрятанных?! Как мы их можем спрятать?! Они просто стоят рядом с мачтами освещения, и при этом их хорошо видно (судя даже по этому вопросу). При контроле за дорожным движением могут использоваться различные виды приборов измерения скоростного режима, в том числе и с применением функции фото- , видеофиксации. Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются, исходя из оперативной обстановки на обслуживаемой территории.

На ровном месте (при полном отсутствии пешеходов) инспектор ДПС предъявил обвинение в нарушении п.14.1 ПДД. Свидетелей нет, видеорегистратора в моей машине нет. В автомобиле ДПС был видеорегистратор, но показать запись мне отказались. В протоколе я указал, что инспектором было нарушено моё право предоставлять доказательства в соответствии со ст. 25.1 КоАП. Инспектор отказался указать в протоколе наличие записи с видеорегистратора ДПС. В суд запись предоставлена не была с формулировкой «видеорегистратор был повреждён». В процессе судопроизводства инспектор ДПС путался в показаниях. В частности, он сказал, что видеорегистратор был исправен, но выключен. Адвокату удалось доказать суду неправомерность действий инспекторов ДПС, так как они фактически находились в засаде, что прямо запрещено текущим регламентом. Судья признала все доводы защиты несущественными, указав в решении, что подав в суд, я пытаюсь уйти от ответственности. Получается, любой водитель виновен априори?

До каких пор видеорегистраторы автомобилей ДПС будут «неисправны», «выключены» и т.д.? Наверное, стоит инициировать прокурорскую проверку. Как вы считаете? У меня это уже не первый случай «выключенного» или «неисправного» видеорегистратора в автомобиле ДПС. Накипело!

– Я не считаю правомерным обсуждать решения, принятые судом. Что же касается видеорегистраторов, установленных в патрульном транспорте, то они являются оборудованием для служебного пользования. Видеозаписи, полученные с применением данных устройств, являются всего лишь одним из доказательств, собираемых при производстве по делу об административном правонарушении, и оцениваются наряду с остальными доказательствами, имеющимися в деле. Ни одно из доказательств не может иметь заранее установленную силу.

Когда ГИБДД обратит внимание на постоянные нарушения ПДД на пешеходной дорожке (которая идет параллельно Лососинскому шоссе) у Республиканской больницы. Ни для кого не секрет, что там постоянно ездят и паркуются машины. А вот сотрудников ГИБДД там не видно. Почему?

– Пешеходная дорожка на Лососинском шоссе в районе Республиканской больницы является одним из проблемных мест в Петрозаводске. Работа инспекторов ДПС на данном участке ведется ежедневно. За два месяца 2014 года на указанном участке дороги к административной ответственности был привлечен 51 водитель. Однако для решения указанной проблемы необходимы комплексные меры, предпринимать которые должны не только сотрудники ГИБДД, но и администрация Республиканской больницы, и администрация города Петрозаводска (к которой, кстати, ГИБДД обратилась с предложением о создании дополнительной стоянки для посетителей медицинского учреждения. – Прим.авт.), и сами жители города: граждане должны видеть знаки и выполнять их требования.

Почему экипажи ДПС во время рейда в выходные дни стоят по несколько машин в одном месте? В Петрозаводске разве только в одном месте пьяные ездят?

– В соответствии с проводимым анализом дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, составляются соответствующие специальные планы с участием нескольких нарядов ДПС.

 

Яркая Карелия в нашем Instagram