От менеджера по продажам к мастеру-ремесленнику: петрозаводчанин Петр Парфенов делает посуду из спиленных аварийных деревьев
На батарее сушится стружка, играет приятная музыка, приятно пахнет деревом, на стенах – яркие абстрактные полотна. Я в гостях в маленьком уютном подвале в центре города, который, признаюсь, с улицы выглядит жутковато. В этой мастерской работает Петр Парфенов, мастер по дереву, научившийся ремеслу самостоятельно. Петр — классный пример человека, не побоявшегося кардинально поменять сферу деятельности и попробовать себя в новом деле.
Операция «Клен»
По специальности я — инженер-технолог тяжелого машиностроения, но после университета пошел работать менеджером по продажам. Времена такие были, что в торговле можно было заработать. Начинал с продавца, дошел до позиции менеджера и в какой-то момент понял, что всё время нахожусь в стрессе. Здоровье начало барахлить. Подумал, что нужно научиться что-то делать руками. Пошел в печной центр «Ками» помощником печника. Опыта не было вообще. Но мне повезло: попал к очень хорошему мастеру. Спустя 3-4 года я уже сам стал печником, начал выполнять частные заказы. Это, конечно, дело прибыльное, но ты постоянно не дома. А у меня родился ребенок и захотелось больше времени проводить с семьей.
Работа с деревом появилась в моей жизни внезапно. Мы с семьей переехали в квартиру в центре, и, гуляя по Петрозаводску с малышом, я начал обращать внимание на кучи спиленных деревьев. Я подумал, что с этим что-то можно сделать. Например, посуду.
В семье мы мою первую работу называем "Операция «Клен». Мне было неловко у всех на виду спилить кусок поваленного клена, поэтому я пошел на «операцию» ночью под дождем, чтобы точно не было прохожих. Дома стал пытаться что-то из этого вырезать, не имея никакого профессионального инструмента и опыта. Резал просто кухонным ножом, интуитивно. В итоге эта ручная работа, которая шла через какое-то сопротивление, меня захлестнула. Кстати, сейчас уже нет никакого стеснения, пилю у всех на глазах. А еще мне часто звонят друзья и знакомые и сообщают, что видели где-то спиленное дерево.
Я накопил на первый ложкорез и уже начал вырезать ложки. Первые работы дарил друзьям. Тогда я еще работал печником и это воспринимал просто как интересное хобби. Но внутри меня разгоралось желание развивать и масштабировать это дело.
Как ложка может связывать поколения
Для меня использование такого материала не только про экологию, но и про историю города. Это симбиоз двух идей. Деревья не просто пропадают или сгорают в печи, а становятся чем-то полезным. Взрослые деревья многое помнят, хочется, чтобы они оставались полезными даже после того, как их срубили. Ведь деревянное изделие, если за ним правильно ухаживать, сохранится на долгие годы.
Связь поколений важна. Каждый человек с детства помнит деревянную ложку для соли и варенья, которая хранит в себе память о бабушке или дедушке. Я сам это чувствую, когда беру в руки деревянные вещи из старого родительского дома. Такие вещи напоминают нам о наших предках: это такая продолжающаяся память. Эта философия заложена в основу моего бренда.
Я не работаю на заказ, но планирую организовывать мастер-классы, где взрослые и дети могли бы совместно сделать семейную реликвию. Например, на семейном участке когда-то росла яблоня, но пришло время ее спилить. С заготовкой они могли бы прийти ко мне и сделать ложку или что-то другое, что можно передавать из поколения в поколение.
Пила у меня всегда с собой. Материал для работы я нахожу не только в городе, но и в лесу. Например, есть работы из можжевельника, собранного с делянок. Мне задавали вопрос по поводу экологичности материалов, с которыми я работаю, как будто город плохо влияет на древесину. Во-первых, дерево сушится, влага из него выходит. Второй момент — дерево запечатывается маслом или пчелиным воском, которые не токсичны и никак не влияют на здоровье. Конечно, если присутствуют какая-то брезгливость и вера в тяжелые металлы, то не стоит покупать такие работы. С другой стороны, мы и продукты в пищу употребляем далеко не всегда экологически чистые, но почему-то об этом не задумываемся.
В Петрозаводске очень много интересных деревьев: ясень, липа, ива, клен, береза. Вы знали, что в Петрозаводске растут две большие уссурийские груши? Да, растут, рядом с ТЦ «Тетрис». Я даже попробовал, какова эта груша на вкус. Когда веточки дерева подрезали в прошлом году, я оттуда натаскал много дерева для работы. А еще у нас очень много яблонь и дубов в городе. Есть два красивых дуба на старой набережной, сходите посмотреть.
Я хочу, чтобы вещью пользовались, а не дарили как сувенир. Мою продукцию можно использовать в готовке, сервировке, подаче. Мне неинтересна 100% реконструкция традиционного, однако я тоже не использую электроинструмент (за редким исключением), в основном пользуюсь топором и ложкорезом. Ручная работа никогда не будет ровной и симметричной. И, конечно, такой труд не может стоить дешево, так как за день ты успеваешь сделать не так много изделий.
Трудно ли быть свободным художником
Я верю, что ручной работой можно содержать себя и семью. Производство, ярмарки, выставки, мастер-классы — во всем этом надо участвовать. Рисовать в стол — неправильно. Нужно показывать и рассказывать о своем деле. Мне кажется, что это внутреннее ограничение, когда человек не хочет монетизировать свое творчество. Это непросто, да, но это возможно. Но при этом, я думаю, что не нужно цепляться только за деньги. Мне тяжело было уходить из печного дела, оно же прибыльное, но я все-таки решился. А теперь очень рад, что просыпаюсь дома, с семьей. Уверен, что если ты хочешь что-то сделать, это нужно менять.
Когда я окончательно ушел от печного бизнеса, то пошел в Центр занятости. Существует программа «Работа России» для поддержки начинающих специалистов. Можно открыть ИП или оформить самозанятость. Процесс такой: ты становишься официально безработным, встаешь на биржу труда и говоришь специалисту, что хочешь начать свое дело. В остальном как обычно: ты приходишь, отмечаешься, тебе предлагают работу. При этом платят небольшое пособие. Дальше пишешь бизнес-план, и Центр занятости уже принимает решение, давать тебе грант или нет. Можно попросить порядка 100 тысяч на покупку необходимого оборудования.
Как написать бизнес-план? Это не так сложно, как кажется, однако я писал его долго. Есть шаблоны, но ты можешь сделать это в свободной форме, адаптировать под себя. Главное — это знать, чем ты хочешь заниматься и четко это расписать. Мой бизнес-план уложился в 11 страниц. Это вполне возможно сделать самому из дома.
К ремесленникам государство относится хорошо, потому что ты реализуешь что-то с нуля, делаешь свое маленькое производство. Поэтому такие начинания государство поддерживает охотнее, чем, например, бьюти-сферу. А еще, если ты самозанятый, то тебе открыты грантовые программы. Их нужно изучать и участвовать. Так, я участвовал в программе «Путь ремесленника», который как раз существует благодаря гранту. На этих программах мастерам дают бесплатные знания, которые в другой ситуации стоили бы очень дорого.
Участвовал в проекте «Карелия рукотворная», в котором мы объединились с другими ремесленниками. В рамках этого проекта мы создали с туристической фирмой проект, который предполагает мастер-классы для туристов. Под это дело нам выделили материалы для работы и мы на базе существующей мастерской сделали специальное помещение для мастер-классов. В общем, дел много, есть куда развиваться. А в будущем хочу попробовать себя в скульптуре.
В конце беседы спрашиваю, слушает ли Петр аудиокниги, пока работает. Он говорит, что только спокойную музыку и всегда настраивается на работу особым образом. Поспешишь — получишь травму (как у него недавно произошло). Так что ручная работа — это как своеобразная медитация. И я понимаю, почему многие люди все чаще отказываются от головокружительных карьер с тратой здоровья и нервов и выбирают свое дело. Пусть не такое прибыльное, зато с душой.