Интервью

Петр Васильев: «Проще найти работу за рубежом, чем в Карелии»

Готовясь к встрече с продюсером Петром Васильевым, я меньше всего думала о состоянии карельской культуры. Все-таки Петр – известный композитор и мультиинструменталист, играл во многих группах, включая «Землян», почти 10 лет весьма успешно зарабатывал на европейских сценах. Его песни звучат на радиостанциях России и Европы, он водит дружбу с Виктором Дробышем. В общем, казалось бы, есть о чем поговорить. Но беседа постоянно «сворачивала» на обсуждение положения вещей в нашей карельской культуре.

– Петр, сейчас вы – довольно известный композитор и продюсер, но все-таки… с чего все начиналось?

– Жил в Петрозаводске Вячеслав Махренский (позже он 10 лет отработал гитаристом и менеджером тогда звездной группы «Земляне»). Мы с ним вместе начинали в петрозаводской рок-группе «Высокое напряжение» – очень, к слову, популярной в Карелии. Я был барабанщиком, а Слава гитаристом. У нас, вы не поверите, из года в год было по 10-15 концертов в месяц. Например, Харьков – 15 тысяч зрителей, выступают группа «Аэробус» Юрия Антонова, «Высокое напряжение» и Владимир Кузьмин. Как, а?

На стене в небольшой звукозаписывающей студии Петра Васильева висит фото группы тех лет и там черным по белому написано: «Карельская государственная филармония». А сам Петр вспоминает, что когда они приезжали и подходили к доске объявлений возле директорского кабинета, то напротив группы в графике выступлений было написано: «стадионы за пределами республики».

– А в какие годы существовала группа «Высокое напряжение»?

– Середина восьмидесятых. Группа была очень популярной – в троллейбус невозможно было зайти. Как раз после «Высокого напряжения» Вячеслав Махренский перешел в «Земляне», потом на несколько сезонов перетащил и меня туда барабанщиком, а после я совместно с Санту Карху организовал кассовую в хорошем смысле этого слова группу, которая имела успех в Финляндии. Мы в 1991 году уезжали в Финляндию на пять месяцев, и играли там все пять месяцев через день. Оттуда я вернулся уже на своей первой машине, которая доверху была забита крутыми музыкальными инструментами.

– Знаю, что в вашей жизни и карьере был «финский период».

– Да, в 1995 я переехал в Финляндию и сразу же подписал контракт с крупной финской компанией «Мегамания». К слову, с моей музыкой за рубежом вышло 8 дисков. В 2000 году компания приняла решение, что нужно попробовать финского артиста русского происхождения реализовать на российском рынке. Ну а поскольку в компании «Мегамания» из русскоговорящих артистов был только я, они решили со мной и сотрудничать – дали соответствующую зарплату и я начал пытаться продвигать программу в Москве на английском языке. Я не помню, почему именно, но в компании было твердое убеждение, что это должен быть английский язык. Однако к 2003 году стало понятно, что для России это неприемлемо. Нужно было петь шансон и, естественно, по-русски, что у меня вызывало полное отторжение. К счастью, дружба с Бачинским и Стилавиным позволяла мне регулярно бывать у них в прямом эфире, они очень часто крутили мои песни (а «Радио Модерн» слушала вся страна) и это приносило  мне достаточное количество концертов.

– А пели вы что?

– Только свои песни. И сейчас в новых проектах записываю только свои песни

– Говоря о культуре, вы настойчиво упоминаете концертную деятельность. В этом залог успеха? Артист должен выступать как можно чаще?

– Музыкальная культура – это, прежде всего, концерты. Причем не концерты группы артистов под названием «Субботний вечер» – у них уже давно нет представления о реальности и они, похоже, не понимают, что такое искусство и музыка. Это до такой степени низкий уровень, что он не поддается осмыслению и ему невозможно поставить оценку– просто «единица» и родителей в школу.

– Сейчас многие регионы, если у них есть какая-то самобытная национальная изюминка, стараются сделать ее свое визитной карточкой. У вас есть проект – вепсская группа «Юснен Ярвед» (Jousnen Jarved). Как-то поддерживают начинание наши чиновники от культуры?

– Никак. И это обидно, потому что это вепсский этномузыкальный коллектив, который прославляет и рекламирует Карелию в России и в Европе. И, надо сказать, весьма успешно. Кстати, скоро альбом выйдет в Евросоюзе и небольшой тираж в Штатах и Латинской Америке. Но все предложения о сотрудничестве нашим минкультом были проигнорированы. Скажу больше – прозвучали слова, мол, что ты прицепился к этим вепсам, зачем ими занимаешься? И это говорил не последний человек в министерстве. А чем тогда заниматься? Есть первая русско-финская рок-группа Cyanide, набирающая обороты. Последний альбом в интернете скачали почти 30 тысяч человек. И вместо того, чтобы громко заявить: вот у нас появилась первая российско-финская рок-группа, в нашем министерстве только вежливо улыбаются и палец о палец не ударят.

– А почему?

– По моему мнению, в министерстве культуры, живущем на деньги налогоплательщиков, работают бойцы невидимого фронта. Что они делают на своей работе, сидя в кабинетах? Театры могут и напрямую получать федеральные деньги, без «бухгалтерии» в виде Минкульта. Артистов сюда возят частные агенты, концертов в районах никто не организовывает. Все по старинке. Такое ощущение, что даже не знают о том, что утверждена новая федеральная программа «Культура России»  (внутри которой заложена еще и концепция поощрения предпринимательства в культуре). Да что об этом говорить – все без толку…

– Ну, что касается организации концертов в городах и районах Карелии, то чиновники постоянно сетуют на отсутствие средств…

– Давайте называть вещи своими именами – не умеют находить деньги, не умеют организовывать культурные проекты, не умеют организовать хозрасчет так, чтобы доходная часть была. У меня «Юснен Ярвед» в прошлом сезоне за 20 концертов заработали почти 400 тысяч, а это 3 человека, включая меня. Никакого оборудования покупать не надо, у нас все свое – погрузили и поехали выступать. Но ведь нашим чиновникам этого не надо. Они не хотят использовать и мои продюсерские связи в Европе.

– А они весомы?

– Ну, как вам сказать – я много лет работал в Финляндии и в Европе, мною интересовались, прежде всего, как ни странно, как вокалистом, потому что узнаваемый  тембр и хороший английский язык. Связи есть довольно серьезные. Я, как издатель, представляю в странах Европы композитора Любашу, которая написала немало песен Пугачевой. Активно сотрудничаю с композитором и продюсером Виктором Дробышем и мою песню «Только с тобой» уже четвертый  год включает в свои концерты Стас Пьеха. Я не хвастаю, а объясняю, что есть потенциал для того, чтобы раскрутить успешный национальный музыкальный проект, но в одиночку этого не сделать. И пока наше министерство культуры будет вздыхать, мол, нет денег и работать исключительно, как «бухгалтерия» для государственных учреждений культуры, ничего у нас не изменится. Не прозвучит Карелия на российском музыкальном рынке. А карельские музыканты вынуждены будут найти себе работу за рубежом или в Петербурге, раз уж здесь они никому не нужны.

Анастасия Вайник

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram