Исповедь копирайтера: «К компьютеру подхожу, как к станку на заводе»
Скажем сразу: речь идет не о гениальных людях, которые ежедневно создают историю рекламы. А о тех, кто подходит к компьютеру, как к станку на заводе, чтобы отчеканить стабильное количество текстов за смену. О том, каково это — каждый день выдавать бесчисленное количество рекламных текстов, почему нельзя воровать рекламные слоганы с первых трех страниц поисковиков и как реклама превращается в спам, рассказывает теперь уже бывший копирайтер.
Мой личный опыт работы копирайтером совсем небольшой. Но за это время я успела усвоить несколько простых вещей. Знай я о них в самом начале, может, и жила бы дольше.
Нет других товаров, кроме того, о котором ты пишешь! Огромный соблазн – взяться сразу за все. Кинуться изучать рынок, чтобы найти слабые места у конкурентов, читать о работе копирайтера, чтобы изобрести доселе неизвестные способы подачи текста и т. д. Но уже через пару месяцев голова начинает пухнуть от обилия информации, а потом и вовсе отказывается работать. Поэтому о конкурентах пусть думают маркетологи. А моя задача – знать минимум необходимого о «моем» товаре. Ищу плюсы, а минусы найдутся сами. Вернее, пусть их потом, если смогут, найдут покупатели.
Не произноси названий брендов, с которыми ты работаешь, напрасно! Потому что сразу наткнешься на тех, кто ими недоволен. И окажешься виновен во всех смертных грехах. Даже если твой заказчик – Apple или Mercedes. Наоборот, чем успешнее компания, тем больше вероятности услышать: « Уууу, и как ты это… рекламируешь!». Как-то раз, когда проболталась, с кем работаю, получила в ответ гневную лекцию. Вечер был безнадежно испорчен.
Поэтому лучше проявлять меньше эмоций. И поменьше «рекламы» места работы. Любить «свой» товар никто не заставляет. Но чтобы не превратиться в часть клавиатуры, которой все равно, что за тексты на ней «стучат», уважать заказчика все-таки стоит. Иначе какой смысл?
Помни день субботний…И ничего не пиши. Даже sms. Даже статус в соц.сети не меняй. От текстов к концу недели можно так устать, что любое сообщение, как микроинсульт, наносит непоправимый вред. Сочинять целыми днями – особый вид недуга. Причем, калечит не обязанность писать, а однообразие тем. Кофе, кино и болтовня. Обо всем, кроме работы. И тогда к понедельнику мысли становятся прозрачными-прозрачными…
Оказалось, страшнее всего – вернуться после выходных на работу и не «выдать» ни одного текста. Ужасно боялась, что словарный запас может иссякнуть. И что тогда?
Меня спасло чтение. Пачка журналов на рабочем столе. Книга дома. Хотя бы пара страниц… Как зарядное устройство – это должно идти в комплекте с высоким званием копирайтера. Очень интересно было смотреть, как то, что читаешь, влияет на тексты. И в описание техники вмешиваются воспоминания о Есенине.
К концу «смены» тексты перерастают в банальный спам. Скучно самой – вдвойне будет отвратительно читателю. Поэтому когда я почувствовала первые признаки трупного окоченения, начала писать рекламу… в стихах. Сочиняла сказки, письма, монологи от имени товара. Что интересно, это имело определенный успех.
Слово «копирайтер» давно в обиходе, но Word его до сих пор подчеркивает. Видимо, чует ошибку природы. И как тут не чуять! Человек изо дня в день насилует тексты и придумывает, как бы эффективнее засорить пространство Интернета буквами. Это — как курить в роддоме. Куда страшнее?
Пишешь текст о продаже трех, скажем, помидорок. Тебе отвечают: «Перепиши: один уже продали». Переписываешь. Отвечают: «Второй тоже продали. Пиши, что остался только один – эксклюзивный». Думаешь: «ЗАЧЕМ вам реклама, если так быстро продаете?!». Переписываешь. Отвечают коротко: «Текст неактуален. Все продано». Отставить нервы!
Одно из главных правил копирайтера — не кради слоганы с первых трех страниц поисковой системы. Не потому, что их найдут. Пару раз, каюсь, набирала в поисковой строке «слоганы» от отчаяния. Удивительно, но результат оказался хуже, чем мои собственные идеи. То, что по-настоящему круто, уже известно всем. Остальное – не работает. Поэтому можно забраться в дебри и попытаться сообразить «на основании». Или полагаться на свой разум в надежде, что он родит новое «Just do it».
Проверка фактов и страховка в виде дисклеймера – суровая необходимость. Один пытливый читатель как-то забрался в архив нашего сайта и нашел там сообщение о рекламной акции без указания даты ее окончания. Написали, что действует, и все. Позвонил и стал требовать законную скидку. Поэтому все нужно проверять и никому не доверять. Особенно, если речь идет о деньгах. Предложение ограничено, господа!
Брать на себя чужую работу – провал. Но еще хуже – доверять кому-то свою. «Допишут» так, что не соберешь костей. Поэтому я последняя, кто проверяет тексты перед публикацией.
Начал ненавидеть слово «креатив» – добро пожаловать! Ты станешь славным последователем шпагоглотателей от рекламы! Но только почувствуешь, что тексты норовят задавить – выключи компьютер. Я поступила именно так. Последнее, что написала – заявление об увольнении.