Исповедь копирайтера: почему я больше не верю комментариям и отзывам в Интернете
Что делает большинство современных людей перед тем, как купить понравившуюся вещь? Лезут в Интернет почитать отзывы о ней. Признаюсь, я и сама так делаю. Вернее, раньше делала. Причем это касалось не только крупных покупок. Я читала отзывы о новом креме для лица или туши для ресниц. И часто количество положительных отзывов становилось решающим фактором. Раз стольким людям эта вещь понравилась, значит, и мне пригодится. Но с недавних пор отзывам в Интернете я перестала доверять, потому что узнала всю кухню изнутри.
Так сложилось, что в студенческие годы я подрабатывала, не выходя из дома. Копирайтинг, рерайтинг, написание студенческих и школьных работ. Отработала так на протяжении полугода. И в мои обязанности входило в том числе и написание «заказных» комментариев на разных потребительских форумах. Восторг от доступной работы «на дому» у меня быстро прошел. Потому что работа превратилась в обман – по заданию копирайтинговых фирм мне нужно было оставлять отзывы об отелях, делать обзоры местностей, а также оставлять мнения на сайтах о вещах, которых я даже не щупала и в глаза не видела. Поначалу я честно пыталась браться только за знакомые мне товары и географические точки, но список оказался не таким уж большим. Поэтому приходилось выдумывать отзывы о незнакомых местах и вещах, не думая о последствиях. Деньги-то надо зарабатывать.
Работа копирайтинговых компаний устроена простым образом: у работодателей существует база авторов и заказчиков. Периодически авторам либо назначают, либо дают на выбор определенные задания. Потом рерайтер и заказчик торгуются за стоимость выполнения задания. Главный критерий здесь — количество букв и пробелов.
Однажды один из самых популярных туристических сайтов России попросил оставить отзыв на фешенебельный отель в Стамбуле. Я просмотрела фотографии отеля в Сети, прочла буквально три абзаца из истории района Стамбула, в котором стоит отель, написала отзыв и выгрузила в Сеть целую оду. И получила на счет своего виртуального кошелька целых 40 рублей за работу. Естественно, что отзывы за такую оплату делаются на скорую руку. Ведь чем больше их будет – тем выгоднее.
Интересно, что сквозь гущу хвалебных комментариев на этом сайте пробивались и негативные, но было их значительно меньше. И неизвестно, сколько и в тех и в других было правды. Ведь негативные отзывы пишут такие же копирайтеры, но из другой конторы.
Однажды мне пришел заказ от популярного поисковика, который занимается продажами в электронном маркете. По заданию нужно было написать о товаре три строчки разговорным языком, кратко описать его полезные свойства и качества и указать, как быстро доставили товар.
После пролистывания страниц с чужими отзывами я вдруг заметила, что все комментарии, поместившиеся в три строчки, построены абсолютно одинаково. Значит, они ненастоящие. Стало как-то не по себе.
В другой раз одна из петрозаводских копирайтинговых фирм, которая, кстати, платила больше всех, предложила «отрерайтить» какую-нибудь тему, например, «Как пережить измену», а после под своим же постом оставить по два хороших комментария и по три плохих, все под разными именами.
При этом пост, который какая-нибудь отчаявшаяся молодая девушка вполне может воспринять как руководство к действию, написан человеком без психологического образования. Возможно, в таких ситуациях помогают не советы специалистов, а свой собственный опыт. Но я слабо представляю, что какой комментарий я бы написала, если бы мне, упаси боже, предположим, предложили порассуждать о способах вернуть мужскую потенцию. А в практике копирайтера всякое может случиться. Не позавидуешь людям, которые всерьез воспринимают их советы.
С приходом в Петрозаводск магазинов, выдающих товары после заказа в Интернете, мне стали чаще поступать заказы от федеральных сайтов, на которых есть наша местная вкладка. На них петрозаводчане делятся своими впечатлениями от покупки. И вроде бы веришь тому, что какая-то Лена Иванова с проспекта Ленина приобрела себе варочную плиту и с тех пор живет с этой прекрасной плитой душа в душу. Но когда ты видишь, что и во вкладках других регионов России появляются такие же Лены с Первомайской или Пролетарской улицы все с той же плитой, то невольно улыбаешься.
Однажды я сама решила приобрести швейную машинку. На сайте, работающем по упомянутому принципу, нашла желаемую модель. Покрутилась у монитора, после прочла комментарии. Одна девушка расписала все недостатки понравившейся мне модели так литературно и убедительно, что мне перехотелось ее покупать.
После я обратилась к популярной доске бесплатных объявлений. Эта же машинка на этой же неделе продавалась на 200 рублей дешевле, чем на сайте. Причина продажи не была указана. Да и зачем, если литературным языком были расписаны все преимущества этой чудесной машинки.
Первому комментарию я поверила. И теперь скажу спасибо той девушке, которая научила меня простой истине – доверяй, но проверяй. И вам тоже советую это делать. Конечно, не все комментарии в Интернете сплошь заказные, но доля здравого смысла и даже скептицизма при их прочтении вам точно не помешает.