Личный опыт

Как петрозаводчанин Олимпиаду в Cочи нарисовал

Приготовьтесь к мощному приливу гордости за карельскую землю, потому что — внимание! — логотип главного российского бренда в мире, которым последний год-полтора является зимняя Олимпиада в Сочи, нарисовал не кто-нибудь, а петрозаводчанин! Да-да, речь о том самом, рисуемом на каждом утюге и флажочке, неизбывном синеньком логотипе «Sochi 2014».

Как петрозаводчанин умудрился выиграть в конкурентной борьбе у крупнейших брендинговых агентств мира, армады которых участвовали в тендере за право приладить к телу главного международного спортивного события графическое лицо? Да просто этот петрозаводчанин сам работает в одном из главных брендинговых агентств мира – Interbrand, в его московском офисе. А зовут этого человека, которым, помимо друзей и родных, теперь могут смело гордиться и все петрозаводчане, Роман Ершов.

Несубтильный дизайнер

Вы смотрели фильмы Гая Ричи? Если — да, то вы легко сможете себе представить этого человека. Не по-дизайнерски крепок, коренаст, напоминает английского футбольного фаната. Но это внешне. Потому как стоит вам установить с ним контакт, и вас немедленно приятно пронзит ультрафиолет его обаятельной скромности, интеллигентности, причудливо совмещенной пусть с негромкой, но все же очевидной самодостаточностью и уверенностью в себе. Этакий хрестоматийный пример хомо сапиенса подвида «глобал рашн», уверенно говорящего по-английски и раскрывающего кругозор такого масштаба, что кажется, в его бритую налысо голову вмонтирован вай-фай, через который он постоянно подгружает любопытнейшую информацию.

В Москву, вернее, прямиком в московское представительство Interbrand Роман приехал работать из Петрозаводска в мае 2008 года. В родном Петрозаводске к тому времени он уже успел нарисовать всё, что возможно втиснуть в понятие «графический дизайн»:  концертные афиши для клубов и групп, в том числе для «Мюллярит», автомобильные календари и логотипы сетей общественного питания. Ершов увидел объявление о вакантном месте в сообществе дизайнеров в «Живом Журнале», прошел по конкурсу, и теперь сам – дизайнер всероссийского масштаба.

Рождение логотипа

Их было восемь человек, и съехались они в московский офис Interbrand со всего глобуса: Сингапур, Токио, Нью-Йорк, Амстердам, Цюрих. Еще трое, среди которых был и Ершов, уже ждали в Москве. Все они – дизайнеры «Интербренда» лет тридцати, и у всех одна задача – забрендировать русскую Олимпиаду.

— Кстати, этим мы и взяли – интернациональностью, — рассказывает Роман. – На тендер мы выходили с посылом, что Interbrand представлен во всем мире, и какой бы отрасли ни касался заказ, мы в ней уже работали. Мы сказали, что под этот проект Interbrand соберет по-настоящему интернациональную олимпийскую команду со всего мира. Так мы и сделали.

Сначала была совместная командировка в Сочи. Ребята дружно посмотрели на котлованы (шёл 2009 год), попинали гальку и вернулись в столицу, где закипела творческая работа (и дизайнерские мозги).

— В Оргкомитете постоянно подчеркивали одну особенность: зимние Игры проводятся в субтропиках, — вспоминает Ершов. — Мы не раз хихикали на эту тему: мол, как это по-русски – из крайности в крайность. То есть, если зимняя Олимпиада, то  всенепременно в субтропиках. Собственно, это и стало первой рабочей идеей – отразить полярность. С одной стороны – пальмы и море, с другой – заснеженные горы. Что-то в духе двуглавого орла. И эту идею мы попытались обыграть в типографике, то есть в шрифте. Сначала появился набросок, в котором горы отражались в море. Он даже был отчеканен на первых олимпийских монетах, хотя работа еще не была закончена. Ну а потом родился набросок, скетч, который в итоге стал логотипом. И автором этого скетча был я. То есть работали мы все вместе, просто мой скетч выбрали в качестве основного. После этого, где-то спустя месяц, иностранцы разъехались по домам, а мы с моим шефом Кристофом продолжили его дорабатывать.

Обычному гражданину трудно разглядеть в сочинском логотипе особую, отличающую его от логотипов предыдущих Олимпиад, черту. Это нелегко сделать даже специалисту. Но она есть: в сочинском логотипе отсутствует символ Олимпиады! И это наше ноу-хау. Обычно на олимпийском лого мы наблюдаем какую-нибудь решетку, как, например, в Турине, и подпись, указывающую на место проведения. В нашем же проекте основную идею – идею полярности и зеркальности – постарались заложить в типографику, в сами буквы, из которых состоит название города. Это сделало дополнительную декорацию в виде символа избыточной.

— Получилась своего рода анаграмма, — объясняет Ершов. — Написано слово, а если его перевернуть, получается то же слово.

(Поскольку использование олимпийской символики жестко контролируется МОК, мы решили не рисковать и не публиковать и так всем прекрасно знакомую дизайнерскую работу. Полюбоваться логотипом вы можете на официальном сайте Олимпиады. — Прим. Daily)

Сочинский аврал

Любой большой проект требует серьезной, долгой подготовки. Но в России всегда были в чести сверхусилия и надрыв.

— По-хорошему, на проект такого уровня выделяется от полугода, — рассказывает Роман. — Тогда возможно проработать бренд всесторонне. А получилось, как и со всей Олимпиадой, по-русски. Просто однажды, где-то спустя месяц, нам было объявлено, что наш логотип утверждён. Но подождите, думали мы, это же ещё не логотип, это просто скетч, набросок, работа на уровне первого подхода. Тем не менее нам дали понять, что согласовал его не кто-то, а самый что ни на есть главный вдохновитель и организатор Игр.

Наверное, впервые фраза «Спасибо, всё понравилось» с последующим увесистым добавлением: мол, больше ничего вносить нельзя, не вызвала у дизайнеров искренней радости. Потому что теперь им пришлось, как сформулировал Ершов, «вносить изменения так, чтобы никто не заметил эти изменения». Спасло то, что обычным взглядом эти изменения не так-то легко заметить, ведь происходили они в контурах букв, расстоянии между ними и оттенках цвета.

Есть своя история и у доменной интернет-приставки «RU». Как вспоминает Роман, это была придумка людей из Оргкомитета, потому что «модно, стильно, молодежно». И технологично. Тут уже дизайнеров никто спрашивать не собирался, да и они всё сразу поняли, ведь спор о вкусах – не их работа. Их работа – выполнять заказ.

Так за полтора месяца родился наш олимпийский логотип. Оставалось, может быть, самое трудное – общественное мнение.

— Поначалу было много негативных отзывов, — спокойно констатирует Роман. – И сейчас, мне кажется, есть. Но лично я стараюсь воспринимать критику адекватно. Основным мотивом критиков было примерно: «Э-э-э, буквы? И что вы хотели этим сказать?» То есть многие не понимали идею нашего логотипа. И во многом это непонимание тянуло за собой и первоначальное неприятие. Но мне есть что сказать в своё оправдание. Как только закончилось наше участие в проекте, мы, к разочарованию, обнаружили, что идея с зеркальностью, отражением, бинарностью куда-то улетучилась, её просто забыли огласить. История логотипа не объяснялась, и остались только буквы – непонятые и из-за этого непринятые. Говорились пространные фразы типа: жаркие, холодные, твои. Или вообще смешные вещи: «логотип технологичен, что символизирует технологичность» или «логотип современен, что символизирует современность».

А смысл для бренда – это его суть. Ведь если бы у «Nike» спрашивали, что означает их логотип в виде сопли — «Swoosh» — и они не могли бы ответить, то они автоматически попадали бы в поле вкусовщины. Мол, ну чё, прикольно. Или не прикольно. Сопля как символ может нравиться, а может нет. Но если у неё есть смысл, она становится привлекательной. Вот её наполнение – это крыло богини победы Ники. И человек понимает, считывает этот смысл, и уже разделяет наполнение, мифологию, принципы, которые за этим рисунком стоят. Первую волну неприятия олимпийского логотипа я связываю именно с отсутствием объяснения идеи.

Награда

Если быть человеком русским, то по итогам подобного успеха воображение непременно генерирует картинки награждения как минимум денежной премией или званием Народного дизайнера России. Но не тут-то было. Компания-то международная. Поэтому Роман не стал каким-нибудь «самым старшим и любимым дизайнером 1-й степени с пожизненной пенсией», а продолжает работать на той же должности и с той же зарплатой. Разве что самый главный босс из Нью-Йорка, Джэзз Фрэмптон, посещая московский офис, был персонально подведен к нашему Роману и крепко жал ему руку, говоря слова благодарности.

— Конечно, было очень приятно. Это же люди мирового масштаба, – улыбается Роман. – Но главная награда в другом. Все мы понимали, что такой шанс выпадает раз в жизни – поучаствовать в создании логотипа Олимпиады. Когда я узнал, что мой скетч утвержден, первой моей реакцией было: ну нет, ну как это? Я не достоин! Вот посмотрите на другие логотипы, вот они – да, а я-то чё, куда уж мне-то? Но надо было что-то делать, и мы это сделали.

Потом я с радостным волнением стал делиться новостью со своими близкими, рассказал маме, бабушке, дедушке. Бабушки и дедушки, кажется, не до конца понимали, о чем я им рассказываю? А что это, логотип, что это, внучек, а? Но теперь и они видят мою работу на каждом углу. Да я и сам вижу, и, признаюсь, это офигенное ощущение. Мне приятно, когда мимо проезжают машины с символикой, когда в окнах банков – мой логотип.

Сейчас, в преддверии Игр, я надеюсь, что она, Олимпиада, пройдет хорошо. Можно не любить разные вещи, но когда у нас дома, на Родине, начнутся Олимпийские игры, странно не радоваться этому.

P.S. С московским петрозаводчанином, автором главного логотипа страны Романом Ершовым с удовольствием и гордостью за своих по-карельски неспешно беседовал московский петрозаводчанин Дмитрий Голубев.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram