Личный опыт

Как платить за квартиру в два раза меньше: председатель ТСЖ об опыте борьбы с управляющей компанией

Михаил Лахно  -  обладатель квартиры в новостройке и множества проблем. То же самое можно сказать обо  всех его соседях — жильцах дома по адресу: ул. Ключевая, 6/5. Они вместе с новыми квартирами получили в нагрузку управляющую компанию. Своего рода бонус от  застройщика  - ПСК «Стройконструкция». Вот только «подарку» новоселы не обрадовались, а, произведя простые математические подсчеты,  начали борьбу с управляющей компанией. 

Сегодня Михаил рассказывает о малоизвестных правах жильцов, оказанных и неоказанных услугах и отчаянии собственников жилья.

О том, как проснуться и обнаружить, что ты много должен

Есть люди, которые просыпаются знаменитыми, а мы проснулись обманутыми. Через полтора месяца после сдачи дома Госкомиссии, мы заглянули  в почтовые ящики и  узнали, что у нас, оказывается,  есть управляющая компания, и называется она ООО «УК Домоуправление».  Мы начали звонить в  городскую администрацию, но там ни об управляющей компании, ни  о форме управления нашим домом ничего не слышали.

Надо сказать, что ни одного сотрудника управляющей компании мы до этого в глаза не видели, и  никаких договоров  о оказании услуг не подписывали — нас просто поставили перед фактом. Это является прямым нарушением Жилищного Кодекса — по закону должен пройти отрытый конкурс по выбору способа управления домом и о форме управления дожна знать администрация города. Уже потом я узнал, что это беда всех новостроек, просто люди не знают, что им застройщики  фактически навязывает им свои Управляющие компании.

Дальше  - ещё интереснее: изучив квитанции, мы обнаружили, что почему-то должны платить за обслуживание дома гораздо  больше, чем в среднем по городу — 28 руб с квадратного метра.  Хотя средняя  расценка по городу  - 20 руб с квадратного  метра.   Причем такие расценки оказались  прописаны застройщиком в договоре, при передаче дома  управляющей компании.  Вообще-то  после сдачи дома ГосКомиссии застройщик теряет полномочия и право на управление , а уж тем более не может назначать расценки, этим должна заниматься Управляющая компания.

Господам коммунальщикам с нашим домом не повезло — большинство жильцов  отказалось платить. Мы попытались поговорить с представителем управляющей компании и узнать, откуда в счетах такие суммы. Это оказалось непросто. Выяснилось, что УК обслуживает пять домов, и для этого имеет аж три офиса, расположенных в разных районах Петрозаводска, но только не там, где находятся дома. Телефонные номера для связи отсутствовали. Был только номер бухгалтерии, но там, естественно, отвечали, что ничего не знают и бросали трубку. На квитанциях указан адрес Лесной проспект, 51. По этому адресу вы найдете множество организаций, но вывески УК «Домоуправление» там нет. Если компания легитимна, зачем такая конспирация? Впрочем, спустя несколько дней, мы очевидно,  очень надоели сотрудникам бухгалтерии, и они помогли нам связаться с директором. Мы пригласили его на собрание, чтобы задать вопросы по управлению домом.

О том, что главное — платить

Скажу сразу, получить ответы нам не удалось. Директор  мотивировал это тем, что мы не знаем Жилищный Кодекс, и посоветовал нам его почитать. На вопрос о не заключенных с жильцами договорах ответил, что это не обязательно, и вообще не наше дело, главное — платить.

Но получить разъяснение, за что мы должны платить  28 рублей за квадратный метр, жильцам все-таки удалось.  Оказалось, что это планирование работ по содержанию и ремонту,  сам ремонт всех коммуникаций  и устранение аварий. Но, согласно Жилищному кодексу РФ, любая новостройка находится на гарантии 5 лет  и  устранять все строительные дефекты и последствия аварийных ситуаций обязан Застройщик, причем бесплатно, а не за счёт жильцов.

Если верить   расшифровке, то УК  "Домоуправление"   не покладая рук  устраняла аварии, ремонтировала этажные электрические щитки, а также коммуникации подвала и чердака. Зачем она это делала в только что построенном доме — непонятно. В конце января 2013 года группа активистов нашего дома срезала  все замки с подсобных помещений и повесила  свои. мы это сделали для контроля за работами управляющей компании и против проникновения посторонних лиц  в наш дом. Но вымышленные ремонты на бумаге продолжались. Это при том, что дом был сдан в эксплуатацию за месяц до этого — в декабре 2013! И это не единственное, за что с нас потребовали приличные суммы. Предлагалось оплатить и оказанные услуги, и те, о которых мы узнавали только из квитанций.

О том, чего не было

За что же нам еще предлагали платить? А за все! Вот, например, за вывоз мусора (ТБО). Управляющая компания даже показал нам договор с фирмой, занимающейся вывозом и утилизацией отходов — ООО «Экоград». При этом,  сотрудники «Экограда» ответили, что подобный договор с ними не заключался. Да и сами мусорные баки находятся в 500 метрах от нашего дома. По словам представителей «Домоуправления»  удаленность нигде не прописана, они могут находиться хоть в километре от дома, главное, что такие есть в принципе. А наши жители из-за такого расстояния просто грузят мусор в свои машины и увозят, чтобы выбросить по дороге на  работу или относят к четвертой поликлинике — их мусорные баки гораздо ближе.  И если уж погружаться в «мусорный» вопрос, то число  баков ТБО, поставленных управляющей компанией занижено. По нашей просьбе тот же «Экоград» сделал расчет, из которого следует, что для обслуживания наших домов баков должно быть 10, а не 6, как сейчас.

Нам  регулярно выставляли счет за уборку территории от снега. Но его никто не убирал! Даже составлен Акт о невыполнении работ, его подписали 25 человек. А в доказательство нам приводят некоего тракториста, который с помощью навигатора, где проложен прошлогодний маршрут движения трактора пытается доказать, что снег  все же чистили.

О том,  чего было очень много

Вот, например, энергоресурсы: газ, электричество, вода.  Есть строительные расценки и есть расценки для населения, которые гораздо ниже. После  передачи застройщиком дома управляющей компании,  договоры с поставщиками  энергоресурсов заключаются заново, потому что аналогичные соглашения  с компанией-застройщиком теряют в этот момент  свою силу. Этого не было сделано. Более того — по документам, которые нам предоставило ООО УК «Домоуправление» Застройщик самостоятельно обслуживал газовое оборудование дома и газопровод , получая от жителей деньги. Но наш застройщик — ПСК Стройконструкция — это строительная организация, у нее нет права на обслуживание и ремонт газового оборудования. Кроме того, все договоры застройщика на поставку энергоресурсов были заключены по производственным а не по эксплуатационным расценкам.

И   управляющая компания получала с нас деньги по этим  строительным расценкам.  Когда люди заселяются в новостройку,  есть так называемый переходный период заселения — то есть время, когда еще не все въехали в новые квартиры. Все услуги поставщиков энергоресурсов за этот период были оплачены застройщиком. Но это не УК помешало выставить повторные счета и за этот период.

О том, как лопается терпение,  и что бывает потом

 Все поняли, что нас обворовывают — просто собирают деньги за несуществующие услуги.  Мы решили всё это прекратить и управлять домом сами. Через месяц было создано и зарегистрировано наше ТСЖ. Чтобы предупредить об этом ООО УК Домоуправление нам пришлось вспомнить, что такое телефонограмма. Управляющей компании мы предложили сложить полномочия и передать нам документацию в установленном законом порядке.

Морально мы были готовы, что управляющая компания  начнет нас игнорировать. Запаслись терпением, и всего через 4 месяца передача дома все-таки состоялась. Думаете, мы перестали получать квитанции от управляющей компании? Ничего подобного. Игнорируя жилищный кодекс , где четко прописано ,что две компании не могут управлять жилым домом одновременно , УК « Домоуправление»  продолжало присылать квитанции собственникам жилья нашего дома.

О хорошем

Квартплата  у нас упала больше, чем  два  раза. Если управляющая компания требовала за обслуживание квадратного метра жилья 28 рублей, то ТСЖ — 13. При первых же самостоятельных расчетах мы погасили все задолженности. Сейчас у расчетного центра к нам нет претензий — все платят, потому что видят конкретную работу  ТСЖ.

О плохом

Проблемы у нас начались немедленно — оплату за несуществующие услуги управляющая компания решила взыскать с нас через суд. Процесс мы проиграли, судья Максимова даже не взглянула на наши документы, а доводы жильцов назвала голословными.

О терпении и моральной неустойчивости

Скажу сразу, платить мы готовы  за реально оказанные услуги. Многие из моих соседей готовы сдаться — люди стали говорить, что что систему не победить и лучше платить в два раза больше, чем тратить время,  нервы   и деньги на адвокатов, доказывать свою правоту в суде и все равно проиграть. Получается, что собственники жилья не имеют никаких прав и наши документы и свидетельства ничего не стоят?

Мы подали жалобу в Городской  суде, и  сумели доказать свою правоту на 60%. Считаем, на этом останавливаться нельзя! Сейчас жители нашего ТСЖ обратились с письмом  за помощью к правящей партии и Президенту РФ.  Ведь наш  пример  - не единственный!  И мы хотим  добиться, чтобы   Управляющие Компании   обеспечивали  нормальную жизнь современных домов,  а не жильцы многоэтажек обслуживали  интересы структур ЖКХ.

Коротко о главном в нашем Telegram