Как платить за квартиру в два раза меньше: председатель ТСЖ об опыте борьбы с управляющей компанией
Михаил Лахно - обладатель квартиры в новостройке и множества проблем. То же самое можно сказать обо всех его соседях — жильцах дома по адресу: ул. Ключевая, 6/5. Они вместе с новыми квартирами получили в нагрузку управляющую компанию. Своего рода бонус от застройщика - ПСК «Стройконструкция». Вот только «подарку» новоселы не обрадовались, а, произведя простые математические подсчеты, начали борьбу с управляющей компанией.
Сегодня Михаил рассказывает о малоизвестных правах жильцов, оказанных и неоказанных услугах и отчаянии собственников жилья.
О том, как проснуться и обнаружить, что ты много должен
Есть люди, которые просыпаются знаменитыми, а мы проснулись обманутыми. Через полтора месяца после сдачи дома Госкомиссии, мы заглянули в почтовые ящики и узнали, что у нас, оказывается, есть управляющая компания, и называется она ООО «УК Домоуправление». Мы начали звонить в городскую администрацию, но там ни об управляющей компании, ни о форме управления нашим домом ничего не слышали.
Надо сказать, что ни одного сотрудника управляющей компании мы до этого в глаза не видели, и никаких договоров о оказании услуг не подписывали — нас просто поставили перед фактом. Это является прямым нарушением Жилищного Кодекса — по закону должен пройти отрытый конкурс по выбору способа управления домом и о форме управления дожна знать администрация города. Уже потом я узнал, что это беда всех новостроек, просто люди не знают, что им застройщики фактически навязывает им свои Управляющие компании.
Дальше - ещё интереснее: изучив квитанции, мы обнаружили, что почему-то должны платить за обслуживание дома гораздо больше, чем в среднем по городу — 28 руб с квадратного метра. Хотя средняя расценка по городу - 20 руб с квадратного метра. Причем такие расценки оказались прописаны застройщиком в договоре, при передаче дома управляющей компании. Вообще-то после сдачи дома ГосКомиссии застройщик теряет полномочия и право на управление , а уж тем более не может назначать расценки, этим должна заниматься Управляющая компания.
Господам коммунальщикам с нашим домом не повезло — большинство жильцов отказалось платить. Мы попытались поговорить с представителем управляющей компании и узнать, откуда в счетах такие суммы. Это оказалось непросто. Выяснилось, что УК обслуживает пять домов, и для этого имеет аж три офиса, расположенных в разных районах Петрозаводска, но только не там, где находятся дома. Телефонные номера для связи отсутствовали. Был только номер бухгалтерии, но там, естественно, отвечали, что ничего не знают и бросали трубку. На квитанциях указан адрес
. По этому адресу вы найдете множество организаций, но вывески УК «Домоуправление» там нет. Если компания легитимна, зачем такая конспирация? Впрочем, спустя несколько дней, мы очевидно, очень надоели сотрудникам бухгалтерии, и они помогли нам связаться с директором. Мы пригласили его на собрание, чтобы задать вопросы по управлению домом.О том, что главное — платить
Скажу сразу, получить ответы нам не удалось. Директор мотивировал это тем, что мы не знаем Жилищный Кодекс, и посоветовал нам его почитать. На вопрос о не заключенных с жильцами договорах ответил, что это не обязательно, и вообще не наше дело, главное — платить.
Но получить разъяснение, за что мы должны платить 28 рублей за квадратный метр, жильцам все-таки удалось. Оказалось, что это планирование работ по содержанию и ремонту, сам ремонт всех коммуникаций и устранение аварий. Но, согласно Жилищному кодексу РФ, любая новостройка находится на гарантии 5 лет и устранять все строительные дефекты и последствия аварийных ситуаций обязан Застройщик, причем бесплатно, а не за счёт жильцов.
Если верить расшифровке, то УК "Домоуправление" не покладая рук устраняла аварии, ремонтировала этажные электрические щитки, а также коммуникации подвала и чердака. Зачем она это делала в только что построенном доме — непонятно. В конце января 2013 года группа активистов нашего дома срезала все замки с подсобных помещений и повесила свои. мы это сделали для контроля за работами управляющей компании и против проникновения посторонних лиц в наш дом. Но вымышленные ремонты на бумаге продолжались. Это при том, что дом был сдан в эксплуатацию за месяц до этого — в декабре 2013! И это не единственное, за что с нас потребовали приличные суммы. Предлагалось оплатить и оказанные услуги, и те, о которых мы узнавали только из квитанций.
О том, чего не было
За что же нам еще предлагали платить? А за все! Вот, например, за вывоз мусора (ТБО). Управляющая компания даже показал нам договор с фирмой, занимающейся вывозом и утилизацией отходов — ООО «Экоград». При этом, сотрудники «Экограда» ответили, что подобный договор с ними не заключался. Да и сами мусорные баки находятся в 500 метрах от нашего дома. По словам представителей «Домоуправления» удаленность нигде не прописана, они могут находиться хоть в километре от дома, главное, что такие есть в принципе. А наши жители из-за такого расстояния просто грузят мусор в свои машины и увозят, чтобы выбросить по дороге на работу или относят к четвертой поликлинике — их мусорные баки гораздо ближе. И если уж погружаться в «мусорный» вопрос, то число баков ТБО, поставленных управляющей компанией занижено. По нашей просьбе тот же «Экоград» сделал расчет, из которого следует, что для обслуживания наших домов баков должно быть 10, а не 6, как сейчас.
Нам регулярно выставляли счет за уборку территории от снега. Но его никто не убирал! Даже составлен Акт о невыполнении работ, его подписали 25 человек. А в доказательство нам приводят некоего тракториста, который с помощью навигатора, где проложен прошлогодний маршрут движения трактора пытается доказать, что снег все же чистили.
О том, чего было очень много
Вот, например, энергоресурсы: газ, электричество, вода. Есть строительные расценки и есть расценки для населения, которые гораздо ниже. После передачи застройщиком дома управляющей компании, договоры с поставщиками энергоресурсов заключаются заново, потому что аналогичные соглашения с компанией-застройщиком теряют в этот момент свою силу. Этого не было сделано. Более того — по документам, которые нам предоставило ООО УК «Домоуправление» Застройщик самостоятельно обслуживал газовое оборудование дома и газопровод , получая от жителей деньги. Но наш застройщик — ПСК Стройконструкция — это строительная организация, у нее нет права на обслуживание и ремонт газового оборудования. Кроме того, все договоры застройщика на поставку энергоресурсов были заключены по производственным а не по эксплуатационным расценкам.
И управляющая компания получала с нас деньги по этим строительным расценкам. Когда люди заселяются в новостройку, есть так называемый переходный период заселения — то есть время, когда еще не все въехали в новые квартиры. Все услуги поставщиков энергоресурсов за этот период были оплачены застройщиком. Но это не УК помешало выставить повторные счета и за этот период.
О том, как лопается терпение, и что бывает потом
Все поняли, что нас обворовывают — просто собирают деньги за несуществующие услуги. Мы решили всё это прекратить и управлять домом сами. Через месяц было создано и зарегистрировано наше ТСЖ. Чтобы предупредить об этом ООО УК Домоуправление нам пришлось вспомнить, что такое телефонограмма. Управляющей компании мы предложили сложить полномочия и передать нам документацию в установленном законом порядке.
Морально мы были готовы, что управляющая компания начнет нас игнорировать. Запаслись терпением, и всего через 4 месяца передача дома все-таки состоялась. Думаете, мы перестали получать квитанции от управляющей компании? Ничего подобного. Игнорируя жилищный кодекс , где четко прописано ,что две компании не могут управлять жилым домом одновременно , УК « Домоуправление» продолжало присылать квитанции собственникам жилья нашего дома.
О хорошем
Квартплата у нас упала больше, чем два раза. Если управляющая компания требовала за обслуживание квадратного метра жилья 28 рублей, то ТСЖ — 13. При первых же самостоятельных расчетах мы погасили все задолженности. Сейчас у расчетного центра к нам нет претензий — все платят, потому что видят конкретную работу ТСЖ.
О плохом
Проблемы у нас начались немедленно — оплату за несуществующие услуги управляющая компания решила взыскать с нас через суд. Процесс мы проиграли, судья Максимова даже не взглянула на наши документы, а доводы жильцов назвала голословными.
О терпении и моральной неустойчивости
Скажу сразу, платить мы готовы за реально оказанные услуги. Многие из моих соседей готовы сдаться — люди стали говорить, что что систему не победить и лучше платить в два раза больше, чем тратить время, нервы и деньги на адвокатов, доказывать свою правоту в суде и все равно проиграть. Получается, что собственники жилья не имеют никаких прав и наши документы и свидетельства ничего не стоят?
Мы подали жалобу в Городской суде, и сумели доказать свою правоту на 60%. Считаем, на этом останавливаться нельзя! Сейчас жители нашего ТСЖ обратились с письмом за помощью к правящей партии и Президенту РФ. Ведь наш пример - не единственный! И мы хотим добиться, чтобы Управляющие Компании обеспечивали нормальную жизнь современных домов, а не жильцы многоэтажек обслуживали интересы структур ЖКХ.