Личный опыт

Как поставить в провинциальном городе собственную пьесу и не сойти с ума

Знакомьтесь, кто ещё не в курсе — Юрий Максимов. Актер театра «Творческая мастерская», драматург, режиссер, идейный вдохновитель актерского Содружества «А». Пока театральная общественность обсуждает его последнюю постановку — спектакль «Дорин Палмер», мы пытаемся понять, каково это, своими силами, без поддержки какого-либо официального театра,  ставить свои пьесы в провинциальном городе, не обремененном лишними деньгами. И все оказывается совсем не так, как можно было предположить.

Об упрямстве и любви

Вместо шумной театральной  компании — сам Юра с женой Леной, вместо  репетиционного зала — тихое кафе в Доме актера. Ещё минуту назад казалось очевидным  -  для того чтобы дать сценическую жизнь собственной пьесе, нужны нечеловеческое упрямство и такая же энергия.

— Если посмотреть на всех людей, которые смогли реализовать какие-то проекты, то упрямство найдется, дай бог, у половины из них,  – возражает мне Юрий Максимов. — Оно, конечно, не помешает. Но главное — это только любовь к ближнему, ко всем, с кем ты делаешь какое-то дело. Без любви ничего не получится.

Ну, ладно, любовь так любовь. Вот только какое отношение имеют тонкие чувства к необходимости организовывать самого себя и множество людей для сложного дела с негарантированным результатом?

О том, как написать пьесу

Ничего сложного. Для начала  надо купить дачу. Потом найти на ней подшивку старых журналов «Сельская молодежь» за 1972 год. И читать, пока не наткнешься на малоизвестный рассказ Дональда Уэстлейка. В принципе мог быть и какой-нибудь другой, но зацепил именно этот. Первый вариант пьесы родился быстро — сотворение «Дорин Палмер» заняло ровно  семь дней — с 6 по 12 сентября 2013 года. За появление третьего персонажа и вольную интерпретацию автор готов ответить лично.

— От первоисточника остались только два  имени  и идея – любовь героя к выдуманной им женщине и готовность пойти на казнь за её убийство. Характеры и мотивация героев в моей пьесе совсем другие.

О роли критики в жизни автора

Читать свою пьесу надо много, часто и тем, кто точно не будет хвалить.  Похвала на этой стадии — это остановка развития. Так пьеса до сцены может и не дожить. Своими слушателями Юрий остался доволен:

— Читаю дяде Мите (актер театра «Творческая мастерская» Дмитрий Максимов) и Шеляговскому (светозвукорежиссер театра «Творческая мастерская») — они без конца критикуют. Прихожу домой, читаю жене, она тоже критикует — красота!

— Неправда!  - вступает в разговор Лена. — Я вообще молчала!

— Я тебя 20 лет знаю! Не надо ничего говорить, и так вижу, что критикуешь!

О том, кого можно встретить на актерской читке

Актеры собирались несколько раз, чтобы почитать «Дорин» в присутствии зрителей. Сначала по собственной инициативе, потом – по просьбам общественности. И, как выяснилось, правильно делали.

— Вообще-то, это московский опыт — когда актеры собираются, чтобы сначала просто почитать пьесу, понять, как она звучит, как воспринимается. В наших театрах раньше было принято ставить актеров перед фактом — режиссер объявлял о постановке и распределял роли.  У нас же на третьей читке произошла замена главного героя — Георгия Николаева сменил артист Национального театра Сергей Лавренов. А на следующей один из зрителей стал спонсором. Виталий Щец пришел из любопытства – просто послушать, а в результате своими силами сделал для нашего спектакля вариант декорации, который  дорабатывает до сих пор.

О театральной математике и отрицательном балансе

Искать деньги для своего спектакля придется постоянно. Просить, договариваться, экономить. Хотя начало было обнадеживающим – удалось получить грант от Министерства культуры РФ. Казалось бы, забирай 450 тысяч – и твори спокойно!

— Если вам кто-то скажет, что сумел поставить какой-то проект исключительно на деньги гранта, не верьте! Или сочиняет, или скрывает источники. Уложиться в сумму гранта после уплаты налогов невозможно. Более того,  мы ещё остались должны  220 тысяч. Благо, кредиторы пока терпят.

Актерам Содружества «А» не позавидуешь. Только получили грант — грянул кризис. Все заложенные в смету расходы увеличились вдвое-втрое. Лампа для прожектора в сентябре стоила 900 рублей, в январе  — уже 2700. И это только одна лампа! К счастью, нашелся второй спонсор. Он помог приобрести необходимые для оформления сцены материалы и пожелал остаться неизвестным.

— Остальное зарабатывали сами.  Например, нашу новогоднюю сказку «Мешок Дедушки Мороза» играли по несколько раз в день и  возили на гастроли по республике. Часть выручки от него  тоже пошла в бюджет спектакля. А за аренду зала в Доме актера расплачиваемся работой — делаем ремонт и убираем здесь помещения.

Рано или поздно усилия начинают оправдываться. Постепенно появились звуковая аппаратура, профессиональное освещение, декорации. Нашлись средства для того, чтобы оплатить актерам репетиционный период и  заказать музыку для спектакля.

Об актерской совместимости

А потом стало ясно – найти деньги гораздо легче, чем договориться с администрациями трех театров.  В постановке оказались заняты актеры из «Творческой мастерской» (Дмитрий Максимов), негосударственного Аd LIBERUM (Елена Сапегина) и Национального театра (Сергей Лавренов). У каждого коллектива свой ритм жизни и свое расписание репетиций и спектаклей. И чтобы начать ставить «Дорин», надо было сделать так, чтобы артисты смогли хотя бы встретиться.

— Язык документации, на котором нам приходилось порой говорить, – это отдельная смешная история. Репетиции на нем назывались «аренда свободного сценического времени артиста». И нам пришлось обращаться к руководству театров, чтобы согласовать три разных актерских графика. Естественно, не всем нравилось, что их сотрудники работают где-то «на стороне». Но я не мог себе позволить с кем-то не договориться. И когда свободное время трех человек начало совпадать, стало ясно, что самое трудное, пожалуй, сделано. Хотя от ночных репетиций это нас все равно не избавило.

Об именах на афише

Наконец, стало возможным позволить себе чистое творчество. Коллективное настолько, что на афише спектакля Юрий Максимов остался только как автор пьесы. Имени режиссера там нет вообще.

— Это осознанное решение. Актеры сделали за меня половину работы. Как только начали репетировать, стало ясно: то, что казалось логичным во время читки, на сцене выглядело неправильно. Каждая репетиция приносила новые реплики, меняла монологи, перестраивала мизансцены. Возникали какие-то идеи, потом они отвергались по причине очевидной безумности и рождались новые. И я был поражен тем, как ребята с первых часов работы начали слушать, беречь и поддерживать друг друга. Поэтому сказать, что режиссер тут только я, было бы неправильно.

О смежных профессиях

К этому надо быть готовым. К тому, что придется быть менеджером, рабочим сцены, психологом и бог знает кем ещё, причем в течение одного дня. «Дорин» тоже внесла вклад в расширение профессиональных горизонтов.

— Впервые в жизни сам сел за пульт светозвукорежиссера. Я его до этого видел, конечно, но никогда с этой техникой не работал. У меня не то что в горле пересохло, если бы я был брюнетом, наверное, поседел бы. В себя пришел только после слов  автора музыки Саши Леонова: «Почему-то переходы резковаты...»

Об актерской зависти

Она обязательно будет. И относиться к ней надо спокойно. Это естественный и даже необходимый процесс.

— Актеры без этого не живут! Почему на эту роль взяли её, а не меня? Почему у вас получилась пьеса, а у нас — нет? А вдруг кто-то сделает  лучше? Это нормально. Обычная белая зависть, без неё нет прогресса.

 О жене

На протяжении всего интервью Лена Максимова просто сидит рядом. Первый слушатель, первый критик, первый помощник. А в случае с «Дорин» ещё и единственный костюмер. Ткань для платья главной героини искали вдвоем. Месяц обходили магазины, отслеживали новые поступления, прежде чем воскликнуть дуэтом: «Она!»

— Так получилось, что Лена не видела ни одного спектакля – все время помогала переодевать  актрису между выходами. Пробовали без неё – не успеваем. Наш старший сын Артемий работал на этой постановке помрежем, но поручать ему эти функции было как-то неловко.

— Может, надо сделать один показ специально для Лены?

— Обязательно сделаем!

Это только кажется, что после первых спектаклей дел стало меньше. Сейчас предстоит построить  специальную конструкцию, которая позволит приподнять над сценой зрительские ряды. Скоро настанет время  отдавать долги. И всегда надо будет думать, где и когда состоится следующий показ. Построят, отдадут и придумают.  Потому что  из одного только упрямства никто не станет ежедневно выслушивать критику, работать по ночам, постоянно искать деньги, примирять непримиримых и красить белой краской зависть коллег. Такое делают только из-за любви.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram