Личный опыт

Как я летала на космическом корабле и рисовала межпланетную водоросль: журналист Daily побывала в студии метафорического рисования Владимира Одинцова

Вторник, на часах 19:50, вокруг не видно ничего, хоть щупай тьму, лают собаки, стою посреди промзоны Петрозаводска возле завода «Авангард». Таксист, выпуская меня из машины, трижды спросил, точно ли мне сюда. Сюда, сюда, меня уже ждут.

Как и где происходят встречи

Владимир Одинцов ведет меня к старому зданию неподалеку, вокруг тихо, а для творчества такая тишина очень кстати, говорит он. Жутко? Нисколько. Ведь художник, дизайнер, преподаватель, создатель собственной техники рисования лучше знает, где самое подходящее место в городе для того, чтобы окунуться с головой в творчество. Именно поэтому я ни разу не колебалась, назначив встречу именно здесь, хотела увидеть все своими глазами.

Заходим. Здание колоритное, старое, настоящее арт-логово, по-другому не скажешь! Стены разрисованы десятками людей, в разных техниках, а порой и без нее, просто как рука легла, как настроение подсказало: манекены, зеркало, печь, ветки, гирлянды, музыка.

— Представь, что мы летим на космическом корабле, нас всего 10 человек, мы здесь можем создать свой мир, с правилами или без них, полет долгий, осмотрись, найди место, где тебе будет комфортно.

И я погрузилась! Временами даже забывая, что пришла сюда как корреспондент, было круто стать частью корабля MET.RIS, частицей метафорического рисования.

Метафорическое рисование — это музыкально-художественный перформанс, созданный Владимиром Одинцовым пару лет назад. Это инструмент знакомства с собой, своим альтер эго, путешествие внутрь. В студии современного искусства MET.RIS постоянно импровизируют с новыми формами, создавая уникальные перфомансы в Карелии и за ее пределами.

Вова поприветствовал собравшихся (ну, это я так решила, ведь говорил он на космическо-французском), начал эмоционально рассказывать, я так думаю, о смысле нашего полета, в какой-то момент на одном с ним языке заговорил еще один молодой человек. А дальше они предложили нам комкать белые листы бумаги и играть ими в футбол – вперед! Как часто мы позволяем себе делать то, что кажется странным, непонятным, забавным? Редко. Такой шанс упускать нельзя. И уж точно не стоит отказываться от торжественного сожжения бумажных «мячей» и разрисовывания стен акриловой краской!

— Все дело в восприятии. Я отсек то, что мне не нравилось, взял то, что нравится, и появилась форма метафорического рисования. Уже два года нахожусь в этом состоянии, практикуюсь каждый день. Перформансы очень близки к психологии, как зеркальное отражение: более сказочное, интересное. Во время процесса начинаешь узнавать себя, находясь в состоянии баланса с миром, твой спектр восприятия расширяется с безумной скоростью, начинаешь транслировать это в творчестве.

Один (ударение на первый слог, именно так он представился в этом «полете») уверен, что изначальное непонимание твоего искусства людьми – это нормально, просто они в своем восприятии абсолютно другие, но проходит время и они тоже начинают понимать. Поэтому нужно доверять своему состоянию и создавать новые реальности вокруг себя. Именно этим мы занимались следующий час, каждый из присутствующих говорил, кто он сегодня на этом космическом корабле. Я вот стала ручкой для рисования горчицей, которой с утра кто-то разрисовал бутерброд, понимаете?

— Почему вы думаете, что можно прожить только одну жизнь, зачем? У нас есть фантазия, и нашему мозгу неважно, увидел ты это во сне, произошло наяву, или просто подумал, мозг все понимает. Можно просыпаться утром и говорить себе: «Короче, сегодня я не Вова Одинцов, а Баги Бу, акула серфер из 50-х». Проживать день в этом состоянии, вести себя подобающе, но это жесткая практика. Есть более удобные практики, как сейчас: вы пришли в студию современного искусства и начали отражать свое другое восприятие здесь, в рамках одного занятия.

Как творчество меняет человека

Я смотрела на людей, сидящих рядом, и понимала: здесь можно смело лететь за своей фантазией и не тормозить на поворотах. Это и правда похоже на полет, где нет того самого – а как оно «правильно».

— Мне нравится в таком маленьком окружении находиться, я больше могу дать, развить свое восприятие, расширить ваше. Вы узнаете не особо важную, на первый взгляд, информацию, но она заселится в голове и что-то даст в будущем. Творчество – это зараза очень ревнивая, и в нее приходится окунаться полностью. Я же предлагаю три раза в неделю на два часа погружаться в творческое восприятие, идти на своей волне и делать это в разных местах, в каждом будет своя история, легенда, другие альтер эго.

По итогу таких встреч получается что-то общее, как было с нами, когда мы рисовали на стенах, или личный рисунок на А4, который можно забрать домой, повесить на потолок и находить в нем вдохновение по утрам. Такая вот перезагрузка себя. На первоначальном этапе, признается Владимир, будут вылезать бяки нашего восприятия, подобное происходило с ним год назад во время росписи стены на улице Антикайнена.

— Приходил утром туда в лютом состоянии, шел и просто не мог смотреть на людей: думал, какие же вы все идиоты, занимаетесь ерундой, ходите с вялыми мордами, еще погода такая отвратительная. А потом начинал расписывать витрину, выплескивая туда свое состояние. Вечером выходил полностью очищенный: шел, радовался ветру, проезжающим машинам, людям, которые идут навстречу. Я здесь и сейчас появился, я чистый лист, который воспринимают и любят. С момента появления метафорического рисования и мой стиль изменился кардинально, если взять первые работы и сейчас — это разные вещи: я подрос, доверился миру, сразу начали люди приходить нужные, не в выгодном плане, а твои, с которыми кайфовое «семейное» взаимопонимание.

Прыжок назад, в прошлое

Я искренне думала, что первая часть перформанса была отрепетирована, а оказалось — все спонтанно! Вова признается: действует, исходя из своего самочувствия сегодня, от того, какая погода и какое настроение у людей, ведь он каждого встречает лично на подходе к студии, задает пару вопросов и сразу понимает, в каком состоянии человек пришел к нему.

— Когда-то мое восприятие очень подпортила защита диплома в колледже культуры и искусств. Был идеальный диплом, я создал корпоративный стиль колледжа, провел исследование, принес около 45 вариантов логотипа, но фокус-группа выбрала один вариант (который как раз привлекал бы молодых и талантливых ребят для поступления), а директору понравился другой (более консервативный). В итоге презентовал логотип, который выбрали люди, на защите мне не задали ни одного вопроса и поставили «4».

— Именно тогда я понял, что за меня никто не заступится, это был самый первый пинок, но он многое дал. Сначала я обиделся, пошел работать менеджером в ЦСК, два месяца продавал унитазы. Заметил интересный момент: там все постоянно смотрят на часы, ждут, когда рабочий день закончится. Шел второй месяц моей практики, я тоже как обычно посмотрел на часы и понял, что это не рабочий день проходит, это моя жизнь проходит впустую. Ушел оттуда, никому ничего не сказав.

После этого Владимир пытался заниматься бизнесом (неудачно — кинули на деньги), ушел в депрессию, а потом на Новый год отправился в Санкт-Петербург работать Дедом Морозом.

— Подзарядился там энергией как надо, потому что детишки воспринимают тебя как чудо, любят с порога, меня это очень сильно вдохновило, приехал и открыл свою студию рисования. В какой-то момент понял — моих знаний недостаточно. Считаю, что ты как учитель не имеешь права преподавать, если сам ничего не добился. Чему ты можешь научить? Просто тому, что знаешь сам? Ты даже не удостоверился, что это работает.

Поиск ключа от самого себя

Владимир ушел на 4 года сначала в дизайн, начал хорошо зарабатывать, но опять понял, что живет не своей жизнью и может сделать нечто большее. В тот момент и возникла форма метафорического рисования, с которой он начал искать свою аудиторию.

— Первое время приходил в бары и говорил: «Здрасти, меня Вова Одинцов зовут, я художник, придумал такую штуку, как метафорическое рисование, у меня есть музыкант, листы бумаги, карандаши, если хотите — окунемся в космическом путешествии в творчество, узнаете какую-то часть себя новую, нет — пройдете мимо, ничего страшного в этом не будет». Через год появилась команда, состав пару раз менялся, но сейчас начинают приходить именно те люди, которые мне нужны.

У Владимира определенно есть способности психолога: держать такую аудиторию, раскрывать каждого и понимать – это не всем дано, а он так умело направляет и вдохновляет. Отметила эту способность в художнике и Ирина Рынкевич — журналист, руководитель педагогического отряда «Параллели».

— Я показал ей свою историю, она сказала: «Вова, ты, оказывается, просто чувствуешь людей, тебе даже учиться не надо. А давай-ка мы с тобой поработаем чуть-чуть, покатаешься на тренинги, будешь мне помогать». Смотрел, слушал, какие-то вещи нравились, применяю их сейчас, что-то отвергал. У меня нет задачи изменить людей. За два года моих перфомансов объехал всю Карелию, в поиске своей аудитории понял, что не надо ничего навязывать, надо дать ключик от самого себя, мой – это метафорическое рисование.

Полет на космическом корабле «MET.RIS» завершился, я ехала в такси по ночному городу и думала о том, как это здорово, когда люди находятся на своем месте и этим помогают другим найти свое.

Срочные новости в нашем Telegram