Личный опыт

«Мы будем жаловаться Медведеву и Путину!» Как выдержать трое суток в жаре и духоте по дороге в Крым

«Куда едем? Конечно, в Крым!» — радостно твердит нам рекламная семья с экрана телевизора. Мол, там тебе и пляжи, и шикарные отели, и лечение, и развлечения. И в подтверждение их слов — картинки, прямо как из шикарных заграничных отелей. Глядя на такую красоту, даже тот, кто раньше нос воротил от отечественных курортов, начнет задумываться «А может, и правда в Крым? Ну их, эту Турцию с Египтом, и их „все включено“, нас и дома неплохо кормят». Но так ли все радужно на самом деле? Об этом мы узнали из первых уст — наш автор Лариса Борисова как раз сейчас отдыхает в Крыму и ей есть что рассказать. Начнем хотя бы с дороги:

В прошлом году мы добирались до Крыма другим путем: ехали до Москвы нашим фирменным поездом, оттуда летели самолетом до Симферополя и далее добирались до места на заранее заказанном такси. Дорога показалась тяжелой и недешевой, потому этим летом мы решили попробовать иной вариант: ехать поездом Мурманск — Анапа от Петрозаводска до Анапы, далее — через керченскую переправу на пароме до полуострова и после — автобусом до Феодосии. Однако и это путешествие в любимый Крым оказалось весьма непростым.

Во время поездки нас замучила жара. Утром, в день отъезда, мы дрожали на перроне в легкой летней одежде — на юг же едем! — но после, в поезде, чувствовали себя достаточно комфортно; даже решили, что в нашем вагоне есть кондиционер. То, что его нет, мы поняли на следующий день, когда начали задыхаться. Окошки открывались буквально на «чуть-чуть», и это не спасало от духоты. Справедливости ради скажу, что наш плацкартный вагон был очень чистым, заново отделанным, с биотуалетами, которые, как известно, не закрывают на станциях. Тогда как в соседнем, купейном, туалеты были обычными, а кондиционеров там тоже не наблюдалось.

В пути некоторым людям стало плохо: к одной девушке на станции даже вызывали врача. Благо народ у нас все же отзывчивый: нашлись те, у кого был аппарат для измерения давления (к ним подходили все желающие его проверить), те, кто запасся всеми необходимыми лекарствами (они тоже делились с попутчиками). За двое с лишним суток пути пассажиры сдружились, а замечательного молодого проводника Ирину Сотникову запросто называли Иришкой! На технических остановках, где пассажиров выпускали из вагона, но из-за отсутствия платформы расстояние от последней ступеньки до земли было большим, она ставила на гравий… ведро, а каждому пожилому человеку подавала руку!

Проводников у нас было три на два вагона. Ирина рассказала, что летом проводников набирают дополнительно, но их все равно не хватает. Поезд Мурманск — Анапа, прибывающий в Анапу в 12:00, уже в 18:00 отправляется обратно. Ирина очень надеялась, что ей удастся быстро привести в порядок вагон и перед отъездом искупаться в море!

Мы жалели маленьких детей, которых был полный вагон: они капризничали и плакали. Другим пассажирам это тоже не добавляло положительных эмоций. Разумеется, дорогу скрашивало бесконечное поедание традиционной «поездной» еды. Никуда не делись и бабушки, предлагавшие на перронах «обеды» (вареная картошка, укропчик, малосольные огурчики, кусочек курицы), пирожки, стаканчики с ягодами по заоблачным ценам. Кстати, пассажиры прицепленного в Петрозаводске вагона состояли из местных жителей и… почему-то (они, разумеется, сели позже) жителей Твери: вероятно, нас объединяют какие-то особые побратимские связи!

Одну из станций мы окрестили «город зомби». Вообще длительных остановок было мало — всего четыре-пять за время следования, но одна особенно запомнилась. Чтобы не обижать жителей этого городка, не стану его называть, только скажу, что на вокзале данного населенного пункта установлен памятник В. Высоцкому. Стоянка поезда длилась ни много ни мало два с лишним часа, потому мы решили наведаться в город, тем более надо было пополнить запасы воды и сока, да и просто хотелось прогуляться после сидения в душном поезде.

Нечто странное мы заметили, едва войдя в безлюдный подземный переход. Навстречу шел мужчина со стеклянным взглядом. Я тут же незаметно вытащила из сумки газовый баллончик и сжала его в руке. Сразу стало как-то спокойнее. Пошли дальше. Выйдя из перехода, увидели два пустых каменных здания с зияющими черными провалами окон. Пошли дальше — ни души. Спустились к небольшому озеру, полюбовались закатом, летящими по небу птицами, потом вернулись на улицу, где опять-таки не было никого. Ощущение пугающей атмосферы не покидало. Решили зайти в попавшийся на пути небольшой магазинчик, чтобы купить воды. Возле магазина стояла компания молодежи, одарившей нас загадочными, скорее, я бы сказала, пустыми взглядами. Ладонь, сжимавшая баллончик, вспотела.

— И чего вам тут надо? — услышали мы зловещий вопрос от странного вида человека, толкавшегося в крохотном пространстве магазинчика. Он наблюдал за нами все время, пока мы выбирали напитки. Поняв, что попали в иное измерение и продавец на кассе нас не спасет, мы поспешно ретировались, а позже думали: «Возможно, атмосфера нашего города не менее непонятна для приезжих?» Кто знает? По крайней мере вокзал городка выглядел безопасным. Мы съели по салатику в привокзальном буфете, посетители которого показались нам совершенно обычными. Мимо с интервалом в десять минут на огромной скорости проносились «Сапсаны», а вскоре и мы сели в наш неспешный поезд.

Когда после двух с лишним суток пути мы прибыли в Анапу, возникли разногласия между пассажирами, следовавшими по единому билету. Одни говорили, что указанное в талоне время, к примеру, как у нас, 14:30, — это отправление парома через Керченский пролив, другие бились за то, что это время посадки на автобус. Все-таки это было отправление автобуса, а потому не стоит брать билет с большим интервалом между прибытием поезда и отправлением транспорта, следующего в порт, потому как до автобусной стоянки можно дойти ровно за пять минут даже с вещами. В результате оставшийся срок мы провели на скамейке, поедая мороженое и следя за часами. Потом сели в автобус и полтора часа ехали от Анапы до керченской переправы.

Когда мы узнавали про автобусы, нам удалось перекинуться словом с одним из охранников, бывшим военным инженером Владимиром, который объяснил, почему до сих пор не построен мост через пролив и по какой причине он не может быть сооружен в принципе. Владимир сказал, что дело в ландшафте: из-за илистого дна сваи надо вбивать на сто-сто пятьдесят метров. Это очень сложно технически, да к тому же суперзатратно. И даже в этом случае нет никакой гарантии, что конструкция выстоит. Оказывается, уже была попытка сооружения моста в 1944 году, но он не простоял и полугода — рухнул во время первого же сильного шторма. И тогда власти на долгие годы отказались от этой затеи.

В данный момент через Керченский пролив курсируют восемь паромов: они же и пассажирские, и грузовые. Долгое ожидание вероятно только в случае сильного шторма, но это однозначно не летом. Погрузка занимает минут двадцать, а сама переправа длится всего пятнадцать минут. Трехпалубные комфортабельные паромы оборудованы кондиционерами, чистыми туалетами. Курить можно на открытой палубе. Есть буфет, где бутерброд с ветчиной и сыром или сырокопченой колбасой и огурчиком стоит сто рублей, с красной рыбой или икрой — сто пятьдесят, а также большой выбор холодных безалкогольных напитков. К прилавку выстраивается очередь. Люди проголодались, потому как приходилось втаскивать вещи, в том числе тяжеленные чемоданы, на вторую палубу через три лестничных пролета по узким и крутым ступеням.

Едва передохнули — высаживаемся! Подтащили чемоданы к выходу. Тут же выстроился, готовый тронуться в путь автотранспорт, но сначала должны пройти люди. Естественно, находится дядя, который прет, ни на кого не глядя, на своем джипе, показывая, какой он крутой. К чести служащих, они резко останавливают его и указывают на правила. А мы идем дальше. Посадка на автобусы (кому — на Феодосию, кому — на Судак, кому — в Евпаторию и т.д.) организована четко. Кстати, после высадки из поезда наши паспортные данные и номер билета переписывали три раза. А в Анапе мы проходили контроль, какой проходят при перелете на самолете за границу. Однако в данном случае это просто формальности, так что спокойно провозите любые безопасные для окружающих жидкости в какой угодно клади!

«Мы будем жаловаться Путину и Медведеву»! — кричали граждане, коих посадили в автобус, нагретый, как русская печка, но который никак не отправлялся. Дело в том, что в наш автобус рейсом до Феодосии должны были сесть пассажиры с четырех паромов, но один из автобусов, следующих из Анапы до керченской переправы, сломался. Наконец (кажется, опоздавших мы так и не дождались) поехали. Заработали кондиционеры, и все пассажиры понемногу успокоились.

Проезжая мимо поселков Приморское и Береговое, мы видели, что людей много. Это традиционные места для отдыха семей с детьми, потому что там, пусть и неширокий, но отличный песчаный пляж. Да и до Феодосии рукой подать. В Приморском наш водитель — хотя до автовокзала оставалось где-то четверть часа пути — решил поужинать в кафе. Была объявлена остановка двадцать минут. Народ принялся возмущаться, и водитель ответил, что для него это единственная возможность поесть за целый день работы. Мы молчали. Мы могли подождать, потому что ждали весь год. Мы выдержали почти трое суток в жаре, духоте, без душа, когда уже не спасали никакие влажные салфетки и сухой шампунь. Мы терпели, потому что привыкли терпеть. Мы вдыхали неповторимые запахи Крыма, любовались морем, мы пребывали в предвкушении, мы наслаждались началом нашего отпуска. «Добро пожаловать»! — думали мы.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram