Личный опыт

На дне: как я работала продавцом мобильных телефонов в петрозаводском салоне связи и почему я никому не советую покупать мобильники с витрины

Это не очередная история из Интернета, не выдумки журналиста, а постыдная правда о не лучшем времени моей жизни. Я хочу покаяться, ибо согрешила, если точнее, грешила и грешила по гибкому графику 5 через 2, 3 через 1 или «до черта» через «почти ничего».

В общем, прогибаться приходилось в основном мне. Как я оказалась на дне? Элементарно. Окончила художественный факультет и ожидаемо не нашла работу по специальности. Конечно, я мечтала заниматься любимым делом, но мечтами сыт не будешь. На время поиска интересной работы я решила устроиться на первую попавшуюся с приличной зарплатой. Выбор пал на продавца мобильных телефонов в известной розничной сети. Печально известной. Можете не гадать, о которой из них идёт речь – и продавцов, и покупателей обманывают все компании, торгующие средствами связи. Отличаются масштаб и почерк, но не отношение к людям. Излюбленные приёмы, подводные камни и неприглядная изнанка мобильного бизнеса – всё это в моей исповеди, которая, надеюсь, спасёт хотя бы одного из прочитавших её.

Обращаться за советом к продавцу-консультанту, как правило, бесполезно. Да, от безделья он изучил вдоль и поперёк весь ассортимент магазина и может с уверенностью сказать, какие модели самые частые «возвращенцы». Но это тайное знание, и делиться им с вами невыгодно. Зарплата напрямую зависит от личных продаж. Понятно, что вам всегда посоветуют взять модель подороже, у которой выше абсолютно не нужны вам характеристики. Но это полбеды. По крайней мере, здесь всё прозрачно и можно вежливо дать понять добродетелю, что бюджета на предлагаемое чудо техники не хватит. Сложнее с выбором модели, особенно если вы совершенно в них не разбираетесь.

Среднестатистический покупатель – верный последователь культа бренда. Старшее поколение знает, что Nokia – на все времена, а LG – качественный телевизор, значит, технику делать умеют. Молодежи нужен iPhone, потому что престижно. Простой люд воротит нос от Huawei. Аргумент железный – благое дело хуавеем не назовут. Будьте уверены, продавец сыграет на ваших убеждениях, предубеждениях, да хоть на баяне, лишь бы вы взяли то, что ему нужно.

Нужно продать iPhone – да это же легенда, берите, не пожалеете. Nokia хорошая? Просто отличная. А теперь самое интересное: как формируется мнение продавца о том или ином бренде. Есть убежденные фанаты определённой фирмы, но даже их мнение колеблется, как маятник, в зависимости от ставок. В магазинах некоторых сетей они зависят от востребованности модели. Считается, что тот же iPhone сам себя продаёт, соответственно, за него сотрудник много не получит. А вот если убедит покупателя, что ему нужен малоизвестный чудо-агрегат, производитель которого приплатил за рекламу, тогда воздастся ему по заслугам. В других магазинах ставки зависят от стоимости телефона.

Есть ещё надбавочные коэффициенты. Например, за продажу фокусного оборудования получишь двойную ставку. Довольно редко фокусными становятся ходовые модели. В семье не без урода, и даже известные бренды грешат производством гадких утят, которые со временем превратятся разве что в безжизненный кирпич. Но они уже вышли из-под конвейера, и как-то надо если не отправить детище в полёт, то хотя бы избавиться от него. Тут в игру вступает вечный двигатель торговли – реклама.

Частые «фокусники» – это безымянные китайцы, упавшие с олимпа бывшие випы, и среднячки, метящие выше. В общем, все те, кто хочет быть в шоколаде, а пока находится в коричневой массе совсем другого рода. На моей памяти двойную ставку за продажу приличного аппарата предлагали в основном во время мотивационных конкурсов от самого бренда. Конкурсы – это отдельная песня. В них участвуют все от мала до велика. Простой продавец в случае победы получает приятный бонус – премию или смартфон бренда. У высшего территориального руководства и призы по чину – отдых где-нибудь на море или очень приличная сумма денег.

Естественно, верхушке айсберга нужна отдача от всей махины, большую часть которой с их высоты не видно. Поэтому регулярно, как по лесенке-чудесенке, на головы сотрудников спускаются директивы и прочие ЦУ. От начальства побольше к начальству поменьше, потом к начальству-с-ноготок и наконец к рядовым функционерам. Каждый должен внести вклад в победу незнакомого человека свыше.

Некоторые отчетливо понимают, что у них нет шансов попасть в число призёров. Магазин не самый проходной, да и ты сам не лучший продажник даже в своей точке. Никого свобода выбора и элементарная логика не волнует. На полную включается агитмашина: всё в твоих руках, посмотри на тех, кто смог, это такие же простые парни/девчонки, как ты, и так далее.

Для верности результат закрепляют ежедневными экзекуциями. Регулярно нужно писать отчёт по каждому проданному телефону, не участвующему в конкурсе. Почему не переориентировал клиента на тот, что принесёт твоему руководителю заветные баллы, как убеждал, что сделаешь, чтобы исправиться, и так далее. Первое время я добросовестно сочиняла сказки вместе с коллегами-Оле Лукойе, но вскоре нам надоело. Чтобы не тратить время перед закрытием, мы заранее подготовили стандартную форму, в которой вместо пробелов подставляли нужное название модели и отписку по вкусу.

Самое забавное, когда покупатели присматриваются и приходят несколько раз на стыке месяцов, когда обновляются ставки. Бывает, самые внимательные из них замечают, что продавцы меняют фаворитов стремительнее, чем Екатерина Вторая. Буквально вчера сотрудник взахлёб расхваливал один телефон, а сегодня вам настоятельно рекомендуют другой. Здесь начинается «Клуб весёлых и находчивых» напополам с «Что, где, когда». У нас порекомендовали другой телефон? А когда это было? Два дня назад? Так с той поры сколько воды утекло, у нас новый завоз, привезли такие конфетки, о которых мы в те далекие времена и не мечтали.

Некоторые умельцы гипнотизируют несчастных покупателей, словно Каа бандерлогов. Смешно и грустно смотреть, как под напором альфа-продавца «пришедшие просто посмотреть» безропотно несут к кассе навязанную им вещь. При этом многие искренне верят, что это их выбор, который неминуемо сделает счастливее. Ведь человеку для счастья нужно немного. Камера в -дцать мегапикселей с эффектом боке, о котором вчера и не слышали, обязательно 8 ядер и корпус из авиационного алюминия.

Кто-нибудь знает, зачем ему всё это? Внушительные цифры радуют глаз, а металл по умолчанию солиднее пластика. Но что если попробовать разобраться. Качество фото не зависит напрямую от количества мегапикселей. Ими любят меряться рекламщики, на них хорошо клюют покупатели. Мегапиксели – это удобно, вот только их количество влияет на конечный результат куда меньше, чем, скажем, матрица камеры. Возможно, гордые обладатели двадцатипиксельной китайской лопаты уже сталкивались с тем, что их снимки хуже, чем у владельцев тех же айфонов с дюжиной мп. Аналогичная история с ядрами. У вас на компьютере 4, но на телефоне надо 8, потому что чем больше, тем лучше. Не всегда. На производительность в большей степени влияет частота.Тесты показывают, что смартфон с высокочастотным процессором с 4-6 ядрами обгоняет конкурентов со средненькими 8.

С материалом корпуса всё не так однозначно. В сознании покупателя усиленно формируют идею о превосходстве благородного металла над плебейской пластмассой. В результате многие приходят за бюджетной моделью и берут абсолютное непотребство, обёрнутое в металл. Это его единственное и то довольно сомнительное преимущество над собратьями в том же ценовом диапазоне. Дешёвые модели в металле и выглядят дёшево. Даже термин для них специальный есть – термос. Кстати, они такие же горячие, как их прообраз. Металл нагревается быстрее пластика и медленнее остывает. Насчёт прочности тоже довольно спорный вопрос. Металл надёжнее защищает внутренности телефона, но хуже справляется с ударами. То, что оставит на пластике едва заметную царапину, заставит металл лишиться презентабельного вида, за который его так любят.

С ловкостью рук разобрались, дальше разговор пойдёт про менее невинные шалости, чем смена ориентиров. Сегодня красные, а завтра белые – что тут такого, гибче надо быть. Но перегибать всё же не стоит. Возможно, вы уже успели наступить на одни из грабель, о которых сейчас пойдёт речь, но я искренне надеюсь, что успею предупредить хоть кого-то. Теперь понятно, почему вам могут настойчиво предлагать конкретную модель, но, бывает, сервис заходит ещё дальше.

Предварительно облизав заинтересованное лицо, продавец, как верный пёс тапочки, несёт конкретный телефон. Может, он последний, или у другого коробка подмялась, а вам ведь в подарок, или его благословил сам папа римский. Да что угодно, только возьмите именно его. Причин появления избранного может быть несколько. Самая распространённая – в магазине недавно продали такую же модель, но перепутали коробки. Например, клиент смотрел модель в разных цветах, и в спешке покупку упаковали в коробку собрата. В результате IMEI телефона и тот, что указан на упаковке, не совпадают. Чем это чревато? Если с телефоном что-то не так, его не примут обратно, будут проблемы с ремонтом и поиском в случае кражи, ведь по документам у вас куплен другой. Время от времени в магазинах делают ревизию, чтобы обнаружить потенциальных Зит и Гит до приезда проверки свыше. Если на ней вскроется подмена, директор точки получит нагоняй, а продавец заплатит часть стоимости телефона.

Определённую опасность таят в себе и смартфоны с витрины. По большому счёту они такие же новые и замечательные, как их не распакованная родня. Вы можете спокойно взять их в руки, они не кусаются и дают представление о возможностях модели. Но когда надумаете брать, берите тот, что распакуют при вас. На то есть весомая причина – вам ничего неизвестно о тёмном прошлом, выставленного на всеобщее обозрение образчика. Расскажу пару историй.

Однажды в мою смену нам поступил звонок из другой точки. Покупатель хочет конкретную модель, и мы ближайшие из всей сети, у кого она есть. Замечательно, вот только смартфон был демонстрационным. То есть по нему нон-стоп крутились рекламные ролики. От такой нагрузки бедняге требовалась постоянная подпитка, а количество циклов перезарядки не бесконечно. Есть специальные программы, с помощью которых можно узнать информацию о состоянии батареи, но вряд ли вы станете заморачиваться при покупке. Продавцу это тем более не нужно. По инструкции мы не должны были продавать тот смартфон, но правила нужны для того, чтобы их нарушать, не так ли? Последнее слово всегда за начальством, которому нужно выполнить план. Мнение коллектива никого не волнует. В результате к приходу клиента смартфон сняли с витрины, охладили, с него удалили весь компромат. Ни о чём не подозревающий покупатель приобрёл аппарат мечты с батареей, наполовину отжившей свой век.

Если вы думаете, что первая история пробила дно и ниже уже некуда, советую не торопиться с выводами, ведь у меня в загашнике есть ещё вторая. Была у нас одна сотрудница, из директоров. Хотела купить флагман известной марки, а стоил он по тем временам приличных денег. Она нашла, где его заказать подешевле, и выпросила у мужа на день рождения. Время ожидания тянулось мучительно медленно, и она решила избавить себя от страданий. Находчивая девушка одолжила смартфон в своём же магазине, но вот незадача, она его уронила. Кореец (на деле вьетнамец) героически пережил падение и обзавёлся эффектным шрамом. Великая комбинаторша водворила его на место, но вскоре тайное стало явным. Некондиционное состояние статусного аппарата заметили и стали выяснять, что случилось. Все молчат. Просмотрели записи с камер и грянул гром. Девушку, естественно, уволили.

Да, это единичные случаи, но от них никто не застрахован. Если говорить о массовом мошенничестве, давно поставленном на поток, то в первую очередь в голову приходят псевдобесплатные симки. Вы покупаете телефон и к нему в подарок предлагают (скорее навязывают) сим-карту одного из операторов большой тройки. Вы пытаетесь резонно возразить – уже есть своя и не одна, но просто так вас не отпустят. Во-первых, есть план по подключениям, во-вторых, за комплексную продажу заплатят больше, а значит самое время проявить находчивость.

Продавец начинает усиленно щекотать ахиллесову пяточку практически любого русского человека – это же халява, возьми, пока дают, вдруг пригодится, есть не просит. Симка действительно бесплатная, но тут тот же фокус, что  с катанием на верблюде. Вы платите за то, чтобы слезть с него. От каждого сотрудника требуется подключить определённое количество «тяжёлых тарифов», то есть с абонентской платой, рублей от 500 в месяц. Какое-то время спустя оператор присылает абоненту «письмо счастья» с требованием погасить задолженность. Для продавца этот вариант достаточно безопасен. Обманутые люди идут ругаться в салоны связи, а не туда, где купили мобильный.

Если человек наотрез не хочет брать симку, есть вариант для самых отчаянных – смухлевать и пойти ва-банк. Покупателю говорят, что для оформления гарантийного талона нужен паспорт. Это полная чушь, но люди верят. С документом на руках ничего не стоит зарегистрировать симку без ведома абонента. Его подпись в таких случаях подделывают. Да, дело подсудное, но пока никого из шулеров не привлекли.

Есть и вполне законные способы обмана. Может, в Интернете вам попадались на глаза подобные чеки.

Это не фейк, а печальная правда жизни. На услуги тоже есть свой план и он завышен, как и все прочие. Но надо соответствовать ожиданиям капитана, иначе отправишься в свободное плавание. Руководству нет дела, что людям попросту не нужно столько всего. Новые абоненты не берутся из ниоткуда, а с «консультацией специалиста» справится любой пятиклассник. Если вы вдруг не в курсе: нас ничему не обучают, а большая часть платных услуг – деньги из воздуха. Как правило, жертвами становятся представители старшего поколения и другие неопытные пользователи. Я знаю парня, который продал к смартфону настроек на 10 тысяч и был ужасно горд собой.

В этой работе чем меньше принципов, тем больше зарплата, поэтому я ушла. Уходят многие, не выдерживая свинского отношения компании к своим сотрудникам и клиентам. Ночами не дают спать мысли либо об обманутых покупателях, либо о том, как с чистой совестью прокормить семью. Никому не советую ни работать, ни покупать что-либо в популярных сетях, торгующих мобильными устройствами. Может, хотя бы массовый бойкот заставит их пересмотреть свою политику выкачивания прибыли любыми средствами, раз на порядочность владельцев бизнеса надежды нет.

Коротко о главном в нашем Telegram