Личный опыт

Некоторые директора повышают зарплату только себе и своим замам: исповедь молодой петрозаводской учительницы

Часто мы слышим о том, что работа учителя — труд неблагодарный. Платят мало, ответственности много. Мы пообщались с молодым петрозаводским педагогом, чтобы узнать о трудностях и радостях школьного учителя. Надеемся, что этот текст заставит многих родителей серьезно задуматься.

Зарплаты, программы и учебник

Школы все разные. Я работаю не в самой благополучной из них. Если лицей или гимназия строго следит за тем, кто приходит к ним учиться, то у нас такой выборки нет. Работаем со всеми. Отсюда и возникает некоторая специфика моей работы.

Про зарплаты. В первый мой год работы в школе всё было достаточно печально, учитывая “нормальную” нагрузку в 18 часов. Потом я уже нашла хорошую подработку, мне дали дополнительные часы, я повысила квалификацию (прибавка целых 15%!). После этого стала получать более-менее, но называть эту цифру все равно немного стыдно. Знаю, что в некоторых школах учителя получают плюс-минус 30 тысяч, но здесь все зависит от директора школы. Если он грамотно управляет бюджетом, то и зарплаты хорошие. А некоторые повышают зарплаты только себе и своим замам.

Я пришла на работу уже в период ФГОСа второго поколения. У него есть свои плюсы: больше самостоятельной работы детей, получается, что они сами должны «добывать знание», нежели фронтальная работа с классом, когда совсем незаинтересованные ребята пропускают все мимо ушей. ФГОС  здорово экономит время учителю на уроке, но не во время его подготовки, когда все нужно продумать до мелочей.

С другой стороны, дети все разные. Куда меньше тех, кому что-то интересно, ведь для знания нужно потрудиться самому, в ротик не положат. Если с малышами объем материала небольшой, самостоятельно они могут отработать почти всю тему, то со старшими классами, увы, на своих предметах местами я не могу обойти лекцию.

Еще, кстати, очень сильно расстраивает наличие готовых домашних заданий ко всем учебникам в Интернете. Я сталкиваюсь с бездумным списыванием. Например, был вопрос про Германию после объединения в 19 веке, а они нашли первое попавшееся про падение Берлинской стены и с честными глазами доказывают тебе, что делали сами.

И про учебник. Единый учебник по истории мы так и не получили, учимся по переизданному Данилову, под редакцией Торкунова. Местами это очень сложный текст, в который включено много ненужной, на мой взгляд, информации, которую большинство ребят из моей школы просто не усваивает. Новая система предполагает «линейное изучение» истории России от начала в 6 классе и до конца 11.Всеобщую же никто не пересмотрел, поэтому учебник теперь «бежит» впереди России. Чтобы К 9 классу не набегал разгон, что по всеобщей уже 21 век, а в России только-только отменили крепостное право, нужно переделать планирование и тогда в 7 и 8 классах ребята будут учиться по одному и тому же учебнику, так как темы остались в нем.

Ученики, которые «очень громко ничего не делают»

Есть такие ученики, которые держат в страхе всех учителей и всю школу. Иногда помогают разговоры с родителями, иногда не помогают. Особенно раздражают ученики, которые «очень громко ничего не делают». Развязно ведут себя на уроках, периодически что-то ломают, хамят. При этом, конечно, не учатся от слова «совсем». Самое неприятное для учителя — это то, что ты не можешь поставить ему двойку за четверть. Школа старается давать аттестаты даже самым бесперспективным ученикам, которым только справка и светит, ведь перед школой поставлено муниципальное задание, которое она должна выполнить и отчитаться городу. Делается это затем, чтобы не понижать показатели учебного заведения. Многие ученики знают то, что тройку ты ему хочешь-не хочешь, а поставишь. И пользуются этим. Мне такой подход очень не нравится, мотивации стараться у них совсем нет. Они даже на отработку этой тройки не всегда приходят!

Дети с ОВЗ обучаются в обычных классах. Увы, у нас мало кто слышал об инклюзивном обучении. Сейчас оно находится в плачевном состоянии. Закон об образовании позволяет им учиться в обычной школе, в обычном классе. Мне кажется, что особых детей нужно обучать по особой программе целым классом, а когда один ребенок из тридцати особенный, это сделать не под силу даже самому опытному педагогу. То, как у нас делается, не идет им на пользу. Сидит такой ребенок в шумном классе и отстает по всем пунктам. Чаще всего дети с ОВЗ в большом классе просто теряются. Он учился в начальной школе, где в классе были все одного уровня, да и классы были небольшие. А потом приходит в этот новый большой коллектив, где 30 человек сидят, и не может сориентироваться. В общем, КПД наших встреч равняется нулю.

Почему так происходит? Многим школам дают лицензию н начальные классы для работы с детьми с ОВЗ. А в средней школе она уже не у всех есть. Родители, которые с детьми занимаются, переводят своего ребенка на специальное обучение в такие классы в других школах. Но есть те, кто задержку в развитии просто отрицает. При этом страдает ребенок, а не они. Да, по закону их ребенок может учиться в таком классе. Но получается, что он там не учится, а просто числится.

Сложно найти подход к детям с гиперактивностью. Такой ученик к середине урока может заявить: «Я прочитал учебник, что дальше будем делать?». Ну ты ему и говоришь: «Начинай сначала». Или заявиться в класс в шортах и майке, даже если на улице минус двадцать. На самом деле это легко корректируется. Здесь все зависит от родителей, которые эту гиперактивность заметят и проконсультируются с нужными специалистами.

Родители бывают разные…

Много ненужной работы с родителями. Создается впечатление, что самих родителей нужно воспитывать. Я должна постоянно обзванивать родителей и узнавать, где ребенок и что с ним. Напомню, что школа несет ответственность за ребенка в учебные часы. А если он до школы не дойдет или по дороге с ним что-то произойдет? Мы останемся виноваты. При этом родители могут быть уверены, что их чадо находится на занятиях. В первые годы моей работы у меня было несколько страшных случаев. Происходило все во внеучебное время, но мне все равно приходилось идти на допрос в правоохранительные органы.

С другой стороны, ребенок оказывается не защищенным от насилия со стороны родителей из-за нового закона об образовании. Мы не имеем права вмешиваться. Допустим, у меня есть информация о том, что с ребенком жестоко обращаются дома. Но телесный досмотр я, естественно, сделать не смогу. Получается, что нужно ждать, пока ребенок не придет на урок с синяком под глазом или на видном месте. Только после этого я могу обратиться за помощью к социальным работникам или психологам. Психологическое вмешательство — тоже только с согласия родителей (разве такой родитель даст это самое согласие?). Так мы упускаем время, пока ребенок получает серьезнейшие психологические травмы. Или даже физические. Так что получается, что закон в какой-то мере против детей. Если у ребенка неадекватные родители, то он остается без защиты.

Несмотря на все нюансы, в работе учителя есть и много плюсов. И я сейчас не про большой отпуск. До этого у меня была офисная работа — каждый день одно и то же. Редко твой рабочий день отличается от рутины. А здесь цикл повторяется раз в год. Но все равно двух дней, похожих один на другой, нет. Если тебя все бесит, то бесит оно тебя очень по-разному.

Самое приятное, что мотивирует трудиться это не баллы на ЕГЭ и ОГЭ, а честные признания детей, что они поняли тебя. Я веду несколько предметов, в том числе обществознание и право, мне нравится объяснять детям многие нюансы “взрослой жизни”, ведь достигая полной дееспособности они получают не только право беспрепятственно покупать в магазине все, что они хотят и гулять до полуночи, но и приходится нести всю полноту ответственности — платить налоги, ходить на работу, вступать в брак, заключать сделки, делить имущество, вступать в наследство и т.д. и т.п.

Даже если ты читаешь одну тему шесть уроков подряд, каждый урок будет отличаться, ведь дети очень непохожие. Так, в одной параллели у меня есть шумные, но талантливые ученики, которым я придумываю сложные задания. К таким урокам интересно готовиться — подобрать видео, распечатать раздаточные материалы. А другому классу мне проще объяснить все доступным языком и показать смешную картинку, чтобы точно все поняли. А есть молчаливый класс, который не любит рассуждать. Им проще прочитать параграф и ответить на вопросы в его конце. В общем, практикую разные методы и постоянно развиваюсь. Хотя порой задумываюсь о том, чтобы пойти фасовать картофель в “Магните”. Зарплаты у них точно такие же, а вот ответственности такой нет. А потом наступает лето и за 72 дня я успеваю снова отдохнуть.

Иллюстрации — кадры из сериала «Школа»

Срочные новости в нашем Telegram