Личный опыт

«Однажды у меня в вагоне умерла бабушка». Проводница о том, каково это — работать в системе РЖД, о грязных туалетах и «левых» заработках

Мне с детства нравились поезда. Родители почти каждое лето возили меня на юг, зимой мы бывали в Санкт-Петербурге, и мне очень почему-то нравилось, когда ночью поезд останавливается и слышатся эти громкие переговоры между диспетчерами, объявления, какой состав откуда прибыл и куда отправляется. Мне казалось, как здорово всегда куда-то ехать! Стук колес, гул поездов, беспрестанное движение — это жизнь! Так мне виделось и представлялось. Родные отговаривали меня от профессии проводника: вечно в дороге, тряска, недосып, неожиданные ситуации и прочее. Но я настояла на своем.

То, что РЖД — государство в государстве, известно всем. Я тоже не стану раскрывать особых секретов, помня мнение «меньше знаешь — крепче спишь». Вот и пусть пассажиры хорошо спят, а мы постараемся делать свое дело. Скажу сразу: получают проводники немного. Раньше нормально так «давали левака» (взятки за места в вагоне, перепродажа продуктов), сейчас такой возможности нет или что-то подобное делают только самые опытные и отчаянные или хитрые. Я расскажу о нашей жизни в общем, а вы уж судите, что думать о профессии проводника.

Сперва о самом новом и актуальном. Сейчас в поездах запретили курить. Как мы к этому относимся? Кто как, но я не зверствую. Раньше тоже курили в тамбурах, не в вагоне, вроде никому и не мешали. Конечно, обязательно кто-то покурит в туалете, открыв окно, и с этим ничего не поделать. Некоторые пассажиры (в преобладающем большинстве мужчины: они все-таки курят больше, чем женщины) подходят и робко спрашивают: «А можно? А то я не могу терпеть!». Я отвечаю, что да, только потихоньку и чтобы никаких следов.

Одна из напарниц таким образом (в обмен на разрешение покурить) умудрялась спихивать сувенирную продукцию РЖД. Ее продажа входит в наши обязанности, но никто особо не покупает — дорого, да особо и ни к чему. То же и лотерейные билеты (хотя их берут гораздо лучше). Так вот, она говорила: «Купите у меня ручку и лотерейный билет и курите спокойно в тамбуре всю дорогу». Транспортная полиция в этом плане тоже не зверствует: не однажды слышала, как говорили: «Да пусть курят себе мужики — делать, что ли, нечего, чтобы еще за это их штрафовать!»

Кого из пассажиров не люблю и могу без зазрения совести сдать транспортникам? Дембелей, едущих на место контрактников, всякие спортивные и прочие команды. Поначалу я терпела обезоруживающие улыбки и слова: «Мы ж дембельнулись!» Но когда при этом на столике стоит литровая бутылка водки, другим пассажирам не дают нормально отдыхать, кругом мусор, то тут уже пошел другой разговор. В этом случае я сразу говорю: «Так, ребята, хотите доехать до мамы, ведите себя хорошо». То же и к тренерам: «Следить за вашими ребятами не мое дело. Так что если в вагоне будет беспорядок, ответите вы». Контрактников, пьяных и буйных, тоже много высаживала. Тут все просто, и пассажиры не обязаны ничего терпеть. Пишется элементарное заявление, и нарушителя забирают на ближайшей станции. А так люди в основном ведут себя спокойно и тихо.

Работа проводника не для брезгливых. Дома мало кому, наверное, унитаз мыть приятно хоть бы и за семьей, а мы намываем и убираем за всем вагоном. Я всегда в начале отправления прохожу по вагону и вежливо прошу, чтобы хотя бы не кидали бумагу в биотуалеты, потому как они выходят из строя. Но все равно бросают, да и мало кого из пассажиров можно назвать аккуратными. Иногда подумаешь, что россияне — самые нечистоплотные люди в мире!

Конечно, насколько чисто в вагоне, зависит и от совести проводника. Кто-то и пять раз за день подметет и помоет, а другой — один, да и то небрежно. Но в конце пути мы обязаны намыть и сдать вагон другой смене — все это фиксируется документально. Количество посуды, постельного белья — тоже. Сейчас народ не ворует (если недосчитаешься полотенца, то оно, как правило, где-то под каким-то матрасом найдется), а раньше здорово крали! А мы потом выплачивали из своего кармана. А вот вещей забывают много, чаще по мелочи, хотя и мелочь-то недешевая. Много раз находили плееры, мобильники, не говоря уже о всяких там мини-сумочках с зубными щетками, пастами и мылом. Телефоны возвращали (или нам звонили, или мы — владельцам), а с другой техникой было уже было сложнее. Газетами и журналами и даже книгами мы всегда обеспечены, если надо, оставляют пачками и тачками.

Иногда после рейса на южных поездах удается даже сходить на пляж и искупаться в море, но далеко не всегда. Чаще — намоешь вагон и в обратный путь! В южных поездах очень жарко, потому форму мы под конец чаще всего снимаем, не умирать же! А так с этим строго. Вагоны сейчас все новые, с кондиционерами, вот только кондиционеры эти работают плохо, не тянут. Потому пассажиры в плацкарте обычно мучаются, особенно те, кто с детьми.

Главное в дороге — это титан с горячей водой. Нигде, никто и никогда в мире не ест больше, чем пассажиры в российских поездах! Еда поглощается тоннами. Сколько лет в рейсах, а ничего не меняется: быстрозавариваемые лапша и пюре (хиты сезона!), вареные яйца, куриные ножки, соленые (или свежие — тут по сезону) огурцы, вареная картошка, колбаса, сало, сыр, хлеб. Что-то к чаю, конечно. Минералка и всякие там спрайты-колы. Со спиртным вроде как строго, но я закрываю на это глаза. Ведут себя прилично — пусть пьют. Знаю проводников, которые до сих пор приторговывают в своих вагонах алкоголем: как не боятся?

Помню рейс, когда наши вагоны прицепили в Петрозаводске, а еще и московские потом были. Так их проводники перепились так, что побежали куда-то в сторону от поезда чуть не в белой горячке на одной большой станции — мы их там ловили, как говорится, всем миром. С трудом смогли скрыть от бригадира. А вообще у меня железное правило: в рейсе — ни-ни. Как кто-то может — вообще не понимаю. Если вроде и не твоя смена, то ты все равно на работе: у меня такое правило. Не на работе мы только дома.

Кого-то интересует вопрос гигиены проводников, где голову моют и так далее. Отвечу так: в поездах есть душ. Не во всех. Но есть. Распространяться не буду, но намекну так: и пассажиры могли бы его принять, но они просто об этом не знают. Правила личной гигиены для нас строго обязательны, форменная одежда должна быть чистой и выглаженной, никаких длинных ногтей с лаком. Хотя все эти нормы с разносом чая в фартуках и в белом колпачке, конечно, не соблюдаются, но это уже, извините, и не наш уровень.

При мне пассажиры с полок не падали, ног и рук не ломали. То есть страховкой не пользовались. Однажды умерла бабушка — вот тут волокиты было много, рейс задержали, оформление, свидетели, то да се. Однако всегда есть возможность нагнать ночью — все знают, как мчатся ночные поезда. Вообще любая задержка — всегда нервы: станции мы отслеживаем, то есть не спи, головой крути, глазами зыркай!

Существуют приметы, но, на мой взгляд, глупые, типа, чтобы первым зашедшим в вагон пассажиром был мужчина. А женщина-то чем хуже? Вроде бы был какой-то обычай, что на Новый год, если первой в дом приходила баба, ей надевали на шею хомут — несчастье приносит. Но у нас Новый год не каждый день: пассажиров не надо злить — себе дороже и выйдет. Для меня все пассажиры равны, лишь бы вели себя хорошо. То есть соблюдаем взаимную вежливость, как-то так и без этого нельзя.

Когда возвращаешься домой, то, если семья, дел накапливается невпроворот. Вот и думаешь иногда: а где больше отдыхаешь? Тут убираешь, там подметаешь — все, как говорится, одно. Но дома хотя бы домашняя еда, а в поезде мы зачастую просто перекусываем. Хотя мне так кажется: какую ты выбрал профессию, той и соответствуй. Кто-то говорит, что у нас много льгот в плане проезда и прочее. Но если ты всегда ездишь, надо ли это еще, даже и бесплатно? Санатории существуют, но в них тоже не всегда попадешь просто так и далеко не в лучший сезон. Мы ж не начальство, а простые российские проводники пассажирских вагонов.

Срочные новости в нашем Telegram