Личный опыт

Почему «скорая помощь» не всегда приезжает быстро: узнали, как работается фельдшеру неотложки

«Самая больная и обсуждаемая тема, связанная со скорой: почему машина не всегда приезжает так быстро, как хочется. Мало кто знает, что существуют категории срочности вызовов и нормативы доезда врачебной бригады». Фельдшер петрозаводской  станции скорой помощи рассказала  от трудностях своей работы. О том, почему она с содроганием ждет Дня города, сколько килограммов приходится носить и чего требуют вип-пациенты.

Вера Александровна, фельдшер высшей категории, работает на Станции скорой и неотложной медицинской помощи. Поступая в медицинское училище, она мечтала, что по окончании пойдет работать в какой-нибудь здравпункт и у нее будет свой кабинет. Но судьба привела ее на скорую, где Вера Александровна трудится вот уже двадцать семь лет. Она почти сразу начала ездить на вызовы самостоятельно, то есть без врача, и оказывать помощь самым разным больным. Вера Александровна откровенно рассказала об особенностях своей работы и о проблемах скорой помощи.

Чемодан с медикаментами, который несет с собой приехавший на вызов фельдшер, весит около 10 кг, сумка-укладка на плече — 2 кг. А порой приходится тащить еще и аппарат ЭГК весом пять кг или небулайзер (устройство для снятия приступа астмы), который тянет на два. Но проблема даже не в тяжести, а в отсутствии запасной пары рук, чтобы без проблем открывать двери!

Самая больная и обсуждаемая тема, связанная со скорой: почему машина не всегда приезжает так быстро, как хочется. Мало кто знает, что существуют категории срочности вызовов и нормативы доезда врачебной бригады. В первые категории, например, входят раны, повешенье, ДТП, боли в сердце, нарушение сердечного ритма. Вот тут мы должны приехать в течение нескольких минут! А в случае обострения хронических заболеваний или, допустим, высокой температуры имеем право прибыть через два часа, хотя, конечно, стараемся добраться быстрее. А если все же задерживаемся, то далеко не всегда виноваты в этом.

По существующим правилам, городская Станция скорой и неотложной медицинской помощи должна иметь одну машину на десять тысяч человек населения. У нас же вместо положенных двадцати семи автомобилей круглосуточно функционируют только шестнадцать.

Почему порой на автомобиле «скорой помощи» не работают «мигалки» и не звучит сирена? Потому что нас не пропускают! Чтобы ехать с «мигалками» и сиреной, шофер должен убедиться, что его видят и слышат другие водители! А некоторые слышат и видят только себя! И если машина «скорой помощи» попадет в ДТП, мы вообще не доедем до больного.

Задумывался ли кто-то, чего стоят пробки на дорогах, снежные заносы, всяческие объезды? Если бы был отремонтирован Гоголевский мост, машина, везущая пациента, у которого случился инсульт, в Региональный сосудистый центр при республиканской больнице доехала бы гораздо быстрее!

У меня есть предложение к нашему правительству: давайте сделаем горожанам на столетие республики хороший подарок: наконец введем в эксплуатацию здание Диагностического центра на Лесном проспекте (дом № 40), и пусть там будет, скажем, больница для плановых пациентов. А БСМП оставим для тех, кого привозят на «скорой», и тогда им не придется лежать в коридоре, что часто происходит в «тяжелые» дни, которыми для сотрудников станции являются дни резких перепадов атмосферного давления и температуры и, конечно, праздники.

В праздничные дни каждый второй вызов начинается со слов: «Приезжайте, там на улице кто-то валяется! Может, ему плохо?». Причем оценить состояние такого клиента и понять, нужна ли ему наша помощь, звонящий не в силах. Зачастую, когда мы приезжаем, «больной» просыпается и шатающейся походкой отправляется восвояси. Сейчас мы с содроганием ждем Дня города с десятками «валяющихся». Праздники с традиционным пьянством в нашей стране никогда не заканчиваются!

Был случай, когда в диспетчерской раздался звонок: «Приезжайте, тут в кустах лежит мужчина». Звонили из машины. Водитель объяснил, куда ехать, сказав, что проезжал мимо и увидел человека в окно. Приняли вызов, прибыли: оказалось, пьяный бомж. Врачебная помощь ему не требовалась, и его, как обычно бывает в таких случаях, увезла полиция. Вот так и бывает: пока возишься с теми, кому скорая помощь и не нужна, ее ожидает тот, кому она необходима на самом деле. Прошло два часа — снова звонок с того же номера. Мы подумали, что водитель беспокоится за лежащего в кустах, объяснили, что выезжали по его вызову, на что получили ответ: «Да, но я еду обратно, и тут опять кто-то валяется!»

Каждый фельдшер выездной бригады периодически работает на приеме вызовов. Телефон в диспетчерской не умолкает никогда. Многие воспринимают скорую как бесплатную справочную службу. Звонят вышедшие из запоя граждане и выясняют, какой сегодня день, набирают номер пожилые люди, чтобы узнать число и время, спрашивают, куда им позвонить, даже владельцы животных! Многие просят совета по социальным вопросам. К слову, все консультации, которые дает диспетчер, фиксируются в электронном виде.

У скорой есть «постоянные клиенты», делающие по два-три вызова в день. Чаще всего это одинокие бабушки. Любят люди звонить и с других адресов: «Моей маме стало плохо, она живет там-то, приезжайте»! При этом человек не в состоянии сказать, что именно случилось с мамой. Да и, прибыв по вызову, далеко не всегда услышишь от пациента толковое объяснение, что же именно его беспокоит. Вообще умение найти контакт с больным — одна из важнейших составляющих нашей работы.

Случается, «высокопоставленные» клиенты требуют к себе особого отношения. Звонят и начинают объяснять, где они работают, какие имеют связи. Таким мы всегда говорим, что скорость вызова зависит не от регалий и статуса, а от показаний.

Иногда вызов бригады скорой помощи пациенты начинают… с матерной брани! С докторами, которые работают в поликлиниках, пациенты не хотят и боятся портить отношения, а нашу службу воспринимают иначе: нахамил и забыл, и неважно, что испортили фельдшеру или врачу настроение на весь день! Мы же не должны перекладывать свои проблемы на больных, вымещать на них свое настроение. Потому что каждый человек является лицом своей профессии.

Важной проблемой является отсутствие взаимодействия скорой помощи и участковых врачей. Если у пациента постоянные скачки давления, стало быть, неправильно подобрана терапия. Мы часто дублируем работу поликлиник, хотя нельзя отрицать того, что человеку бывает сложно попасть к специалисту. Сперва приди к терапевту, потом постой в очереди в регистратуру, чтобы взять номерок к хирургу, окулисту и пр.!

Во многих, особенно коммерческих структурах, когда человек выходит на больничный, он теряет деньги, вот люди и не обращаются к врачу. Тянут и неделю, и месяц. Становится совсем плохо — вызывают скорую. И вот тут-то она зачастую становится последней инстанцией, на которую и валят все шишки. Если такой больной умер, кто виноват: мы! Хотя, к большому сожалению, все бывает так запущено, что помочь уже просто нельзя. Медики скорой помощи не могут  за несколько минут вылечить то, что не лечилось годами.

Никогда стоит ждать приезда бригады сложа руки. Если у ребенка высокая температура, дайте ему таблетку, не доводите дело до судорог! Точно так же стоит сразу дать человеку с высоким давлением капотен (который у таких больных всегда должен быть под рукой!), чтобы предотвратить инсульт. Последствия лечить всегда сложнее, чем причину.

В нашей работе создают проблемы и плохая освещенность некоторых улиц, дворов, отсутствие табличек с нумерациями квартир на подъездах, шлагбаумы, от которых у многих жильцов отсутствуют чипы! Вот и приходится идти через весь двор, в дождь, слякоть, снег, а то и нести носилки с больным.

От водителя машины скорой помощи зависит очень многое! Если раньше на эту должность отбирали людей, какое-то время проработавших в службе такси или в автобусном парке, отлично знающих город (а как иначе, если тебя вызвали к смертельно больному, и счет идет на минуты!), то теперь такого уже нет. Потому что их зарплата никак не сочетается с ответственностью, да и условия труда оставляют желать лучшего: спецодежда не выдается, помещения для отдыха нет.

Именно от водителя во многом зависит, доедет ли врачебная бригада в целости-сохранности до вызова или нет! А также как быстро он сумеет доставить пациента в больницу. Водители таскают носилки, хотя это и не входит в их обязанности; причем с их зарплаты сняли проценты за вредность и дополнительный отпуск, хотя они перевозят и туберкулезников, и зараженных СПИДом, и бомжей с педикулезом. И мы, врачи и фельдшера, задаемся вопросом: не будем ли мы следующими, кого лишат даже этих маленьких льгот?

Большинство фельдшеров работают на полторы-две ставки, так как заплаты сотрудникам скорой помощи уже давно не повышали. Отсюда текучка и отсутствие молодых специалистов. Такая проблема есть по всей Карелии. Так недавно к нам на станцию поступило предложение помочь: поработать в поселке Чупа, потому что там не хватает кадров. Пять петрозаводских фельдшеров, в том числе и я, отработали там по две недели. Условия труда в сельской местности отличаются от городских. Тамошний фельдшер должен быть очень широким специалистом! Вместе с тем работа показалась интересной и полезной для опыта.

Медик, обязанный быстро принимать решение, знать, как правильно помочь человеку, учится всю свою жизнь. Так, фельдшера скорой помощи каждые пять лет обязаны подтверждать свою категорию, проходя обучение на базе Петрозаводского медицинского колледжа и сдавая экзамены.

Удручает, что в последнее время некоторые СМИ поддерживают формирование у населения негативного отношения к скорой помощи. Замечу, что раньше народ был куда терпеливее и добрее! А нам бы хотелось, чтобы люди не просто требовали от нас соблюдения клятвы Гиппократа, но еще и понимали, что у нас очень сложная и ответственная работа.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram