Личный опыт

«Попробуйте сутки выстоять и не сломаться». Медсестра БСМП Петрозаводска рассказала о том, чего не замечают пациенты

фото: личный архив

Медсестер в больницах обычно мало кто замечает — тем временем самая тяжелая работа по уходу за пациентами всегда ложится на них. Daily анонимно поговорила с медсестрой Больницы скорой медицинской помощи Петрозаводска. Она честно рассказала о нагрузках, отношении пациентов и профессиональном выгорании. Вот ее рассказ.

Медсестрой я официально работаю с лета 2022 — как только окончила колледж. До этого я успела поработать младшей медсестрой. Поэтому примерно понимала, к чему готовиться, чего вообще ожидать от больницы и от работы с людьми. Конечно, когда уже полноценно вникаешь в специфику, то понимаешь, что еще очень и очень много предстоит пройти, выяснить, вытерпеть, если можно так сказать

Поначалу было очень тяжело морально, потому что волей-неволей привязываешься к пациентам, хотя и знаешь, что этого делать нельзя. К тому же не все пациенты готовы к адекватному, вежливому общению (иногда из-за сильной боли, иногда из-за алкогольного опьянения, иногда просто потому что заранее негативно настроены). Пока работаешь, учишься вести себя спокойнее и не реагировать на раздражители. Это такая мощная школа выдержки, особенно приемный покой.

Что самое сложное в работе медсестры, на мой взгляд? То, о чем, возможно, даже не подозревают люди, далекие от медицины? Разношерстность пациентов, если можно так сказать. Сначала тебе привозят лежачую бабушку — ну просто божий одуванчик, и сразу же следом за ней заходит какой-нибудь побитый любитель алкоголя или найденный где-нибудь около помоек человек, и приходится все свои эмоции и ощущения относительно этих людей убирать подальше. Думать о них исключительно как о пациентах, которые в данный момент нуждаются в тебе, в твоей помощи. Помимо разношерстности, очень часто пациенты не осознают объем работы, с которым ты сталкиваешься каждую смену (и тут даже не особо играет роль — суточная смена это, дневная или ночная, всегда очень большой поток людей. Из-за этого могут возникать недопонимания и конфликты.

Что насчет зарплаты... Пока что серьезного повышения зарплаты не было. На самом деле, меня в общем-то устраивает моя зарплата, но иногда бывают и неприятные моменты. Когда младший медицинский персонал, работая на одну ставку, например, получает почти столько же, сколько я — на двух ставках. Я ни в коем случае не обесцениваю труд младшего медперсонала, просто иногда это кажется несправедливым.

Профессиональное выгорание в нашей сфере проявляется по-разному: как по периоду возникновения, так и по симптоматике. Я заметила, что очень часто выгорают новички, кто не был готов к объему работы и специфике. Также часто выгорают давно работающие люди — те, кто уже успел насмотреться всяких разных ситуаций. Поначалу ты прямо живешь своей профессией, думаешь о том, как много ты можешь сделать, чтобы помочь. А потом твоих усилий оказывается недостаточно (и это далеко не всегда означает летальный исход). Неблагодарные пациенты, хамство, отношение к медицинскому персоналу как к обслуге — всё это копится в тебе снежным комом. И, если поначалу ты просто приходишь домой и даешь волю эмоциям, то в какой-то момент что-то в тебе ломается и ты перестаешь верить в свою значимость. Идешь на работу как на каторгу и на каждого человека реагируешь, как затравленный зверь.

Расскажу немного об оснащении БСМП — в большинстве отделений сделан хороший ремонт, современные функциональные кровати с подъемом головного/ножного конца, противопролежневые матрасы, что на самом деле очень облегчает процесс работы. Из устаревшего могу назвать разве что про моральные устои в некоторых отделениях, но это просто специфика профессии.

Конечно, всегда есть соблазн начать сравнивать медицину в Карелии и соседней Финляндии. В Финляндии в целом более развита медицина, чем в России. Например, по лечению тех же онкологических заболеваний. Помимо этого, там совершенно другое отношение к скорой помощи. То есть если у нас стало нормой звонить 03 при температуре 37,5 или по любой другой причине (из-за нежелания сидеть в очереди на амбулаторный прием, например), то в Финляндии вызов скорой осуществляется в исключительных случаях. Например, при ДТП, в какой-либо критической ситуации, при угрозе для жизни. Насколько я знаю, там после вызова скорой помощи человеку приходит счет примерно в 20 евро через несколько дней, у нас такого нет. Я думаю, что если бы в России ввели платный вызов, то пустых звонков и лишних разъездов стало бы гораздо меньше.

Самое трудное для меня — оставаться невозмутимой в любой ситуации на работе. Но не могу сказать, что у меня это всегда получается. Бывает так, что из-за огромного потока пациентов путаешься в назначениях врачей, начинаешь из-за этого волноваться и путаться еще больше. Или когда видишь «постоянного гостя» нашего БСМП, которому добрые люди в очередной раз вызвали «скорую», потому что он пьяный уснул в мусорном баке.

О начальстве. Я очень уважаю старшую медсестру приемного отделения Наталью Александровну Магурину и заведующую Марину Владимировну Юрьян. Они настоящие профессионалы, и я ни разу не слышала несправедливого слова или грубого обращения в адрес пациентов или персонала. В любой сложной ситуации всегда готовы помочь, подсказать, разобраться.

У меня в планах было поступать дальше на врача, но я пока не готова, если честно. Не знаю, как это будет правильнее объяснить — не то что страх ответственности, а страх за жизнь человека, что ли. Ты буквально можешь решить его дальнейшую судьбу, и это заставляет меня очень нервничать, если честно.

По опыту общения могу сказать, что медицинский персонал крайне редко обижается на негативные высказывания о своей профессии или месте работы, потому что все понимают, что человек, не связанный с медициной, никогда не сможет в полной мере осознать, через что ты проходишь ежедневно. Обращаясь к таким пациентам, я бы хотела сказать: попробуйте. Попробуйте сутки (а иногда и больше) стойко выстоять и не сломаться. Прочувствуйте это, и, может быть, ваше мнение изменится.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram