Личный опыт

Продать можно все! Петрозаводский риелтор — о жадности и больших заработках

Вадим Д. работает с недвижимостью уже 8 лет. Теперь  он уверен: нет такой квартиры, которую нельзя было бы продать, а лучшая реклама для риелтора — это сарафанное радио. Вадим откровенно рассказывает о жадных клиентах, нечестных коллегах, о том, сколько можно заработать на продаже недвижимости, и о том, почему он закрыл свое агентство.    

О выборе профессии

Естественно, с детства никто не мечтает стать риелтором. А в моем детстве и слова-то такого не было. Занялся этим не то чтобы случайно — я просто получил юридическое образование и искал работу, которая приносила бы деньги. Тогда существовал такой стереотип:  риелторы — это люди, которые очень хорошо зарабатывают. Поэтому, когда увидел объявление о наборе на курсы агентов по продаже недвижимости, то, не раздумывая, отправился туда. Обучение было, честно говоря, никакое. Но сам род занятий показался интересным. И был ещё один огромный плюс — свободный график. Сидеть в офисе — это не мое!

О первой сделке

Первая моя попытка продать квартиру закончилась удачно — это вдохновило. До сих пор помню адрес — это была «однушка» на Антикайнена, 28, третий этаж. Объявление о продаже нашел в какой-то из газет, пришел, предложил посреднические услуги, и... получилось!

О встрече «по одежке»

Это очень важно — сразу, в первые же секунды общения с потенциальным клиентом произвести благоприятное впечатление. Внешний вид очень важен, риелторов встречают исключительно «по одежке». В этом смысле девушкам легче — они автоматически вызывают больше доверия. Сейчас я уже работаю только по рекомендациям, и это хорошо, потому что в нынешнем облике — лысый и бородатый, едва ли смог бы понравиться клиенту с первого взгляда. 8 лет назад, конечно, было легче — тогда я был молодой и обаятельный.

О джентльменском наборе риелтора

Кроме умения себя подать, необходимо качественно общаться с людьми. Надо, чтобы они чувствовали себя комфортно, разговаривая  с риелтором, и хотели, чтобы их квадратные метры продавал вот этот конкретный человек. Настойчивость нужна, конечно, потому что люди разные, кто-то легко идет на контакт, а кого-то надо убеждать. Сейчас с распространением Интернета работать стало легче: заводишь в поиск параметры квартиры, и  получаешь все возможные варианты. А раньше мы часами сидели  над газетами бесплатных объявлений, выбирали, сравнивали. Но и сейчас терпение и умение систематизировать все равно нужны. И обязательно нужен автомобиль. Если «в работе» несколько квартир, то на общественном транспорте не наездишься даже по нашему маленькому Петрозаводску.

О новичках и естественном отборе 

Самое большое богатство риелтора — это клиентская база. Поэтому, когда видите объявление о наборе сотрудников в агентство по продаже недвижимости, то знайте, что контора ищет не сотрудников, а варианты продажи-покупки-аренды. Есть надежда, что новые сотрудники принесут с собой обновление базы. Люди приходят и уходят, а контакты остаются. А вообще, текучка в нашем деле просто страшная. Когда я открывал свое агентство, то из 200 желающих  в профессии остались трое. Люди не хотят работать, они хотят зарабатывать. А риелтора  ноги кормят, сколько продашь, столько и получишь. Здесь нет гарантий, что из месяца в месяц у тебя будет стабильный заработок. Такая схема подходит далеко не всем. Кроме того, заработки у нас сезонные. Например, я занимаюсь квартирами, и у меня лето — мертвый сезон. У тех, кто продает дома и участки, наоборот, основной заработок — летом.

О больших деньгах

Хорошие заработки риелторов — это не миф. Средний доход по Петрозаводску — 30-40 тысяч. Не особенно напрягаясь, можно зарабатывать и 50. Если человек работает сам на себя, то тут нет верхней планки. Если трудится в агентстве, то многое зависит от процента. Одни агентства платят сотрудникам  20%  от сделки, другие   — 50%. Сейчас в Петрозаводске всего два агентства с хорошим штатом. Остальные — одиночки. Я свое агентство тоже закрыл — невыгодно. Люди  три месяца поработают, потом бросают — тяжело. Многие вроде бы и хотят работать, но не у всех получается, непрофессионалов среди риелторов очень много. А главное — нет доверия  к нам со стороны возможных клиентов.

О доверии 

Негативный образ риелтора во многом создает телевидение рассказами о мошеннических схемах и «черных риелторах». И бороться с этим стереотипом у нас трудно даже нормальным профессионалам. В Петрозаводске  люди  все еще опасаются, что именно в агентстве их обманут или частный риелтор подведет. В столицах картина другая — там, наоборот, обращаются в агентство или к риелтору, чтобы избежать обмана.

О жадности 

От человеческой жадности происходят многие беды, причем и у  клиентов, и у моих коллег. Клиенты из желания сэкономить идут не к профессионалу, чьи услуги стоят определенных денег, а туда, где дешевле. Они не особенно интересуются опытом и порядочностью посредника, и в результате их обманывают. Риелторы же стараются не столько качественно провести сделку, сколько заработать на ней как можно больше денег. При этом не понимают, что довольный клиент — это ещё 2-3 клиента в будущем. Сделаешь один раз все грамотно и хорошо,  тебя потом будут рекомендовать  знакомым и родственникам. Жадностью страдают, к счастью, не все.

О клиентах

Сейчас я уже могу позволить себе отказаться от сделки, если клиент мне не нравится. Это не мой каприз, просто научился вычислять, с кем можно будет спокойно и продуктивно работать, а кто, в общем-то, не настроен доводить сделку до завершения. Если квартира в плохом состоянии или находится в непрестижном районе — не отказываюсь. У людей разные возможности и разные потребности — продать можно практически все, если постараться.  А вот если у квартиры больше двух собственников, тут жди проблем.  Два человека между собой договорятся, три и больше — почти никогда. Были случаи, когда мне пытались не заплатить. Иногда при мне чуть ли не дрались — такое обычно случается, когда разъезжаются родители с детьми или бывшие супруги. Главное — не принимать все это на свой счет.  Понимать, что это не чье-то  отношение лично к вам, а особенности характера и воспитания конкретного человека. Отстраненно надо относиться.

О ненадежных  коллегах

Отличить с первого взгляда добросовестного риелтора от мошенника нельзя никак. Вообще, лучшая реклама для нас — это сарафанное радио, то есть рекомендации. Не стесняйтесь спросить у знакомых контакты агента, работа которого их устроила. Обычно человек со всеми работает одинаково — или качественно, или нет.  Именно поэтому недобросовестные   или нечистые на руку посредники долго в профессии не задерживаются. Конечно, есть те, кто обманывает клиентов, и от встреч с такими людьми никто не застрахован.  Но так действовать можно год-полтора, максимум два. А потом... дурная слава быстро разносится. Когда я начинал, в городе работали несколько агентств, которые очень часто меняли названия. Но ни одного из них на рынке нет уже лет 5-6. Поэтому, если сомневаетесь, поинтересуйтесь стажем работы. У риелтора, который успешно работает много лет, скорее всего, все в порядке.

Срочные новости в нашем Telegram