Личный опыт

«Требования к нам, как к зекам на зоне!» Школьная учительница о маленькой зарплате, запрете на парфюм и детях, рожденных ради ипотеки

Откровенный рассказ 15-летней девочки о том, что происходит сейчас в школе, опубликованный на нашем сайте на прошлой неделе, стал одним из самых обсуждаемых текстов за последнее время. Поэтому мы решили продолжить тему и дать право на ответ самим педагогам. В новом выпуске рубрики «Личный опыт» - Надежда Васильевна, учитель младших классов, она  работает в школе больше 20 лет.

Как учитель, я постоянно сталкиваюсь с тем, что родители поглощены выяснением отношений друг с другом, им не до ребенка. Как правило, в семьях очень мало думают, а подчас и вовсе не думают о духовном воспитании детей. Задача малообеспеченных семей — заработать деньги, а в богатых существует другая проблема — их культ.

Считается, что учителя занижают оценки. Но, честно говоря, если бы их выставляли по государственным образовательным нормам, все было бы еще хуже. На самом деле «пятерочная» работа — это работа безупречная во всех отношениях. Должна учитываться не только правильность выполнения задания, но и аккуратность, почерк. Родители почему-то считают, что школьные правила придумывают учителя, тогда как мы — всего лишь исполнители!

Между тем требования к самим учителям в школе, как к зекам на зоне. Деловая форма одежды, прическа — тут все понятно. Но теперь, оказывается, нельзя пользоваться духами: вдруг в классе окажутся астматики! При этом от некоторых старшеклассниц шлейф парфюмерии тянется чуть не по всему коридору! И вот тут об астматиках почему-то никто не думает.

Мы не подписывали кодекса чести, но между тем учитель — он учитель всегда и везде. Почему же тогда ученик — ученик не везде, а только в школе? И родители с их «неучительскими» профессиями вне работы могут пойти куда угодно и делать что угодно! А я всегда должна быть «на посту».

При этом моя зарплата со всеми «накрутками» составляет восемнадцать тысяч рублей, при том что я работаю на полторы ставки, являясь еще и педагогом-организатором. Чем больше школа, тем выше зарплата учителя, потому что она рассчитывается, исходя из количества учеников. Но в этом году условная сумма, «выделяемая» на одного ученика, была уменьшена, в результате чего я потеряла в зарплате пять тысяч рублей! Из-за этого многие педагоги нашей школы вынуждены подрабатывать, а то и вовсе менять профессию.

И нам постоянно обещают, что дальше будет еще хуже! Мол, в стране кризис, у города денег нет. Московские учителя за счет доплат получают по пятьдесят-семьдесят тысяч, а петрозаводские — меньше столичного дворника-гастарбайтера. К тому же нам перестали выплачивать премии даже в честь Дня учителя! При этом политика такая: платим меньше, а требуем все больше.

Вызывает тревогу то, что люди удивительно измельчали. Родители не в состоянии понять ценность некоторых воспитательных моментов. Так, в нашей школе проходила акция по сбору продуктов для животных из приюта. Сколько надо было приложить усилий, чтобы родители купили и дали ребенку пакет самой дешевой крупы! Одна девочка сказала: «Мама ответила, что денег у нас сейчас нет, мы платим по ипотеке!» Но мне-то известно, кем работают родители этой ученицы, и я представляю, какая у них зарплата!

Почти у каждого ученика начальной школы на шее висит крест. Но лишь немногим из них родители объясняют, что такое милосердие, благотворительность, взаимопомощь. Во всяком случае, дети не могут ответить на столь простые вопросы.

В наше время родители мало что понимают, но много хотят. А еще у хороших, имеющих потенциал детей, все чаще встречаются плохие, безответственные родители. Раньше было так: умственно неполноценный ребенок — неблагополучная семья. Сейчас много и обратных вариантов.

И зачастую даже во внешне благополучных семьях родители не знают своих детей, а дети — родителей. Одни живут своей жизнью, другие — своей. И в этом я виню именно взрослых, которые впоследствии сталкиваются с проблемами воспитания, к коим совершенно не готовы.

В четвертом классе многие родители не проверяют домашнее задание у своих детей. Окончил первый класс — все, отрезанный ломоть, дальше справляйся сам! Однако редкий случай, когда при выполнении уроков учащийся в младшем школьном звене не нуждается в домашнем контроле.

Иногда у меня создается впечатление, что я обучаю сирот при живых родителях! За пределами школы ответственность за детей несут отец и мать. У учителя есть своя жизнь, между тем родители учеников могут позвонить мне в мой выходной (как у преподавателя младших классов, он у меня всего лишь один) и целый час проговорить о каких-то проблемах, не думая, о том, что у меня есть свои заботы и личная жизнь! И что дома я все-таки дома, а не в школе.

Как это ни парадоксально, но чем хуже учитель по характеру, чем он жестче, тем лучше дети. У учащихся младшего звена нет осознания дисциплины, они ведут себя так, как им позволит учитель, потому, как ни ужасно это звучит, на первом этапе детский коллектив необходимо подавить. Понятно, что тот, кто не позволяет тебе выйти из подчинения, поначалу не нравится, но если ты хороший педагог, со временем тебя непременно будут любить и не только выполнять, но и понимать твои требования.

Я не устаю повторять детям: «Я учитель — и это моя работа, а ты ученик — это тоже твоя работа. В первую очередь ты пришел в школу учиться, а не для чего-то другого». На перемене, конечно, можно и даже нужно отвлечься, поиграть; очень шумным и непоседливым детям я в виде исключения разрешаю посмотреть планшет или смартфон: все лучше, чем носиться по коридорам, сбивая друг друга.

Сейчас учителя младших классов имеют дело с детьми, рожденными «потерянным поколением» девяностых годов, у которого искажены моральные ценности. Ученики, чьи папа и мама родились в советские годы, все-таки были другими, потому что там преобладали иные идеалы.

Сейчас много людей, родивших второго или третьего ребенка «ради ипотеки». В результате папа пашет, как вол, у мамы на руках «лялька», а сын или дочь, пребывающие в том возрасте, когда им больше всего необходимы соучастие и присмотр, оказываются заброшенными, предоставленными самими себе. После нередко попадают в подростковые реабилитационные центры, где общаются с себе подобными, от чего хуже становится и окружающим, и им самим.

Воспитывать надо не нотациями, а примером, и не таким, когда мама курит, а папа пьет. Если ты нормальный родитель, ты обязан проводить время с ребенком, быть посвященным в его жизнь, быть ему другом, переживать за него, как и он за тебя.

Надо сделать так, чтобы сыну или дочери хотелось пойти домой, а не проводить время в какой-то сомнительной компании, да еще в темное время суток. Должны существовать семейные традиции, вроде организации праздников, совместного просмотра фильмов, обсуждения прочитанных книг, поездок на природу, лыжных походов.

А потом родители говорят: школа нам ничем не помогла! Однако школа в основном все-таки является образовательным учреждением, а в плане воспитания основное дается в семье, и потому не стоит перекладывать свою ответственность на чужие плечи.

Срочные новости в нашем Telegram