«Если ты уволился, обратно тебя никогда не возьмут». Каково работать в таких компаниях, как H&M, Pull&Bear, Bershka, и какая там зарплата?
Всегда было интересно, каково работать в таких крупных сетевых компаниях по продаже одежды, как H&M, Pull&Bear, Bershka? Как там обстоит с зарплатой? Отпускают ли на перерыв? Есть ли какие-то особые бонусы? О работе в магазинах рассказывают ее бывшие сотрудники. Некоторые откровения удивляют!
Кирилл, работал в Bershka в 2016-м
Да, поначалу всё здорово, ты радуешься, что ты часть огромной команды, что работаешь в приличной компании, после это отходит на второй план, а на передний выходит обыденность. Каждый день убираешь тонны вещей, смотришь за молодыми шоплифтершами и прочими школьниками, постоянно на ногах, на перерыв отпускают на 15 минут лишь (в то время как у работниц всяких ларьков и прочего обед по часу, хотя они сидят целыми днями и не бегают, как ты), зарплата мизерная вообще, едва 10 000 наберётся (не знаю, как дела обстоят с Москвой и Петербургом, но в Омске у меня з/п была реально убогая). В общем, в фаст-фуд идти куда лучше: и платят больше, и стоишь себе готовишь спокойно. А, ну и главная фишка этих компаний и их брендов: если тебя уволили или же ты сам уволился — обратно не берут. Ну и напоследок: после работы в таких компаниях ты очень бережно складываешь вещи после примерки и с пониманием относишься к продавцам-консультантам, которые как бы «пасут» тебя взглядом.
Дмитрий, работал в NewYorker в 2014 году
Летом 2014-го года не нашёл подработки лучше, чем в магазине одежды NewYorker в ТЦ «Мега» Белая Дача. К слову, брали тогда на работу всех подряд (начиная от 16 лет), поэтому каждый день в своей смене можно было увидеть новые лица. Зарплату за месяц обещали в районе 22 тысяч + премиальные.
Так вот, первый рабочий день был неоплачиваемый (якобы стажировка) и короче, чем обычный рабочий день. За это время ты успевал понять — потянешь ты такую работу или нет. Мне же очень повезло и мой стажировочный день выпал на воскресенье. Пришёл я к 10 утра и работал до 10 вечера. Мне ничего толком не объяснили и просто сказали: "Присматривай за залом, вешай одежду на свои места, поправляй одежду, которая уже висит и навешивай новую одежду, которую тебе принесёт твой напарник.
Клиентов всё прибывало, а напарника за первую половину смены я видел всего пару раз (всю работу в тот день он скинул на меня, а сам прохлаждался на складе). В итоге я ничего толком не успевал, но пытался максимально разгрузить «руль» (вешалка, на которую обычно сбрасывают одежду, которую кто-то примерил и оставил около/внутри примерочной). Не имея альтернативного места работы, я согласился и дальше там работать. За первые несколько дней настолько влился в коллектив и работу, что совершенно не ощущал усталости (хотя приходилось работать по 13-14 часов в сутки в графике два через два), перемещался по магазину как «рыба в воде», познал кучу тонкостей и уже через две недели такой работы один из клиентов написал обо мне положительный отзыв (за счёт чего я получил оплачиваемый выходной).
В тот же день было решено меня «повысить» до кассира, чему я был не особо рад. Сейчас объясню почему: первое время очень медленно пробивал товары, случайно кому-то отдал лишние сто рублей в первый же день (которые потом вычли из моей зарплаты. Вообще за весь мой период нахождения за кассой у меня в сумме было 1100 рублей недостачи, которые вычли из моей зарплаты), очень маленькое пространство для движения, из-за которого ноги уставали моментально, ну и, конечно же, скандалы с покупателями по той или иной причине, в которых кассир чаще всего оказывался не виноват, но, по уставу — «клиент всегда прав».
Находясь за кассой, я с удовольствием вспоминал свои первые две недели работы в зале и мечтал просто молча походить по залу, поправляя и развешивая одежду (уж сильно я уставал от людей, хоть и с каждым был вежлив и разговорчив). Иногда выпадала возможность на время уйти с кассы и поработать в зале.
Подводя итог, хочу сказать, что работа была совсем не благодарная. За полтора месяца моего пребывания там я с нуля (стажёра) поднялся до старшего кассира и получил за всё 36 тысяч рублей (включая общую премию и премию за личные продажи). Но с другой стороны, я отлично поработал в слаженном коллективе (ребята из моей смены оказались очень приятными и общительными людьми), обрёл очень много новых знакомств и связей. «Прокачал» свою выдержку, научился ценить чужой труд и быть аккуратным и деликатным в любом магазине одежды (т.е. вешать одежду на свои места и т.д.). Да мне даже доводилось общаться с иностранцами на английском языке, ибо, как оказалось, среди нашего коллектива только я более-менее владел английским и мог помочь иностранным клиентам.
Надя, работала в H&M
Работать сложно в физическом плане: все время на ногах, на утренние смены надо вставать довольно рано, после вечерних смен возвращаешься домой около 12, бывает и в час ночи. Но к этому можно привыкнуть.
В H&M зарплата конкурентоспособная: начальная ставка выше, чем в сети Inditex (не намного, но всё же), с опытом ставка увеличивается. К тому же спустя месяц работы выдают стафф-карту со скидкой на продукцию. Бесплатно оформляют медкнижку и спустя полгода работы можно рассчитывать на медицинскую страховку.
Коллектив очень хороший, в основном это студенты и молодёжь до 25. Все в большинстве своём добрые, весёлые, а главное — отзывчивые и готовые помочь.
Алена, год работала в Stradivarius
Изначально целью моего трудоустройства были совсем не деньги. На втором курсе универа мне стало просто скучно, и я выбрала работу с самым гибким графиком, который только можно представить. Я начала работать сотрудником выходного дня, то есть в неделю было от 4 до 16 часов. Да, я знала, что час работы — это 100 рублей, но первая зарплата меня шокировала своей огромной суммой. Сейчас вспоминаю и смеюсь. Тогда я увидела на карте около 6-ти тысяч рублей. На тот момент я не чувствовала ни моральной, ни физической усталости, поэтому мне казалось, что работала я 5 минут, а мне тут целых 6 тыщ дали, ну ничего ж себе!
Чем дальше в лес, тем больше у меня было часов, а с ними росла и зарплата. На последний месяц, когда я работала часов по 30-40 в неделю, она была около 20-ти тысяч. Для полностью самостоятельной жизни в Краснодаре этого маловато, но как прибавка к другим источникам денег такая сумма была приятной. Плюс премии за выполнение плана, которая тоже считается от часов была не маленькой. Конечно, скидка 25% тоже выручает. Помню, в период распродаж я приобрела себе футболку за 90 рублей, туфли (которые стоили изначально 4000 т.р.) за 900 рублей ну и так далее.
Что касается остальных рабочих моментов: да, есть правила, которые противоречат логике (на первый взгляд), есть визиты начальства, где ты ни в коем случае не должен лохануться, и где тебя проверяют как бойца спецназа, есть глупые покупатели, есть те, которые пытаются украсть товар ну и так далее. Из самых явных минусов такой работы: если не убрал зал до 22.30 — твои проблемы. Остаёшься — убираешь весь зал и потом добирайся домой как хочешь и это время тебе никто не оплачивает.
Самое главное заблуждение тех, кто не работал в таких магазинах: я буду ходить по магазину, поправлять одежду, складывать, показывать товар, пытаться продавать, плюс музычка приятная, все круто. НЕТ! Нет, нет и еще раз нет. Каждый раз, когда вы видите улыбающегося продавца на кассе или на примерке, знайте: у него сейчас горят как минимум 4 дела! Чтобы как-то подытожить, скажу, что уволилась я из-за сессии и частично из-за изменившегося коллектива. Не все нравилось, моральное состояние было не к черту. Дальше надо было либо повышаться, либо уходить. Из-за учебы я выбрала второе.
Тем не менее, вспоминая тот год, осадок остался приятный. Любая работа — это классно, а работа в дружном коллективе за нормальные деньги это более чем здорово. И для начинающего работать человека это — отличный старт.
София, работала в Stradivarius в 2014 году
В 2014 работала в Страдивариусе, один из магазинов Индитекса. Все, что сказано про физическую усталость — правда. Очень бесило, что даже в 10 утра нужно было стоять на примерочной, хотя не было НИ ОДНОЙ покупательницы в магазине. Брейки (перерывы) — 15 минут, если работаешь до 4 часов в день, 30 минут если больше 4.
Зарплата не очень высокая, тогда было что-то около 140 рублей в час, после десяти вечера платили дополнительно. Кстати, о работе после закрытия. Это собственно причина, по которой я и ушла. Это совершенно, полностью, абсолютно бестолково. С 22.00 и до последней шмотки мы ходили по залу и прятали этикетки так, чтобы их не было видно. То есть, ты стоишь на ногах 8 часов и ещё час занимаешься такой фигней, глупее которой мне сложно придумать.
С расписанием тоже отдельная тема. Я работала по 8 часов почти каждый день первые 2 недели, всегда всех подменяла и т.д. Попросила за неделю не ставить меня на определенное число, ибо экзамен. Естественно, поставили. Очень трудно было найти замену. И менеджер была той ещё стервой. Ушла я оттуда, проработав месяц. Наверное, там было не настолько плохо, знаю девочку, которая работает 3 год и очень любит это дело. Мне просто не повезло. И не идите в такие места, если вас бесят люди.
Юлия, работает в Bershka уже 2,7 года
Работаю в Бершке уже 2,7, считаю это дело своей первой серьезной работой и, в общем, горжусь своими достижениями. На сегодняшний момент я старший кассир, выполняющий обязанности менеджера. Хотя... что тут лукавить. Если ты хоть каплю в чем то смекаешь и немного «за движу» — на тебя повесят все, что только возможно. Переделай шузвол, собери коллекцию к man на другом месте (и пусть для этого нужно переделать весь зал, выделено в дейли плане на это дело полчаса), подтверди поставку, разбери завалы на складе, «а почему в зале такой бардак, чем ты занималась?». О проверке отчётов речи не идёт, к моменту сдачи документов я остаюсь сверхурочно или сижу ночами на работе, проверяя их.
Большая часть сотрудников не горит желаем ни развиваться, ни работать в целом. Отмотать срок на поставке — «мы успели что смогли» — самое частое явление. Очень грустно из-за этого, ведь если бы каждый прикладывал чуть больше усилий, наша команда была бы состоявшейся.
Ну, а вообще — я за идею. Когда приезжает начальство с тренингами, пилотами, когда мы проводим собрания и знакомимся с чем-то новым — меня прет от мысли, в какой огромной и классной компании я работаю. Страховой полис просто сказка, по нему я вылечила все свои зубы в хорошей местной клинике. Есть хорошая возможность смотаться после учебы в города побольше (Питер, Москва), если сильно постараться — в другую страну. С должностью, опытом, в любимую компанию. Именно эта мысль стоит всех потраченных мною усилий.
Валерия, работала в Bershka и pull and bear
Работая с 2012 года в магазине Bershka, могу сказать, что нравится всё. Команда, магазин, работа с продуктом, работа с покупателем... и убирать монотонно вещи не раздражает совершенно, так как каждому своё, кто-то спасает жизни, кто-то строит дороги и дома, кто-то стоит на страже закона и т.д. Тут кто на что учился и кому что по душе. Кто-то раздаёт еду, а кто-то складываете вещи. И если человек достаточно упорен, работает честно, компания предлагает стремительный и реальный карьерный рост. Столько людей при мне (и я в том числе) идут вперёд уверенно, занимая руководящие позиции, в Москве, регионах, других странах. Развитие- главный плюс Индитекс.
Что касается зарплаты, никто из продавцов не жалуется, так как всем понятно, что работая от четырёх часов день (а работают в островном студенты), миллионов получать не будешь. Другой плюс — это страховка ДМС (в лучшие клиники города, при работе от года), скидки, новогодние подарки, 13е зарплаты. Не знаю, кто как, повторюсь, работа устраивает во всем. Опыт колоссальный.
Но мы не в сказке! Минус основной — в странном российском менталитете... Российский покупатель считает, что ему все должны и обязаны, вещи раскидывают, грубят, хамят, в примерочных такое видела за эти года, от средств женской гигиены, до средств контрацепции. Ну, это дело воспитания и адекватности людей, каких, к сожалению, очень много.
Самое неприятное — это возвраты. Я,как руководитель, постоянно общаюсь с покупателем, пришедшим с возвратом. Если вещь Вам не подошла, и вы не носили ее, или на вещи есть производственный брак, у Вас есть чек и паспорт, не прошло 30 дней с момента покупки, я только рада поскорее Вам помочь и вернуться к делам и другим покупателям, не отнимая вашего времени. Но если вещь вы постирали, поносили и пришли в ней, утверждая, что она маленькая. При этом крича на меня матом, крича о «Законе о защите прав...», разговаривая с продавцами, кассирами и менеджерами через «слышишь ты»... многочисленные «я юристы»... Поймите, у компании есть законные основания вам отказать, а у людей, разговаривающими с Вами есть чувства, есть мнение. Они не Ваши крепостные! Наша команды делают очень много, чтобы вы могли находить нужные Вам размеры, убирают для Вас зал, выносят вещи из примерочных. Очень хочется, чтобы люди в России научились уважать труд работников сферы обслуживания! И отказались уже от своих царских замашек!