«Я всегда хочу подольше побыть в Петрозаводске, хотя для меня открыта вся Европа»: опытный автостопщик про попутчиков, девушек, местный колорит и опасности в пути
Первый раз я поехал автостопом, когда мне исполнилось 18 или 19 лет. Я уже мог свободно передвигаться. Расстояние было небольше. Это было осенью, было холодно, а хотелось моря и тепла, поэтому я решил поехать в Таганрог.
Если бы мне было страшно, то я бы никуда не поехал. Да, конечно, первые разы возникали какие-то сомнения и опасения. Я начал путешествовать, когда еще учился. Я поездами путешествовал по Европе. Так как я тогда жил в Финляндии, там можно было взять европейский билет, который позволял короткие расстояния проехать бесплатно, а если расстояние большое, купить билет со скидкой. И я стал передвигаться на небольшие состояния. Получается, с этим билетом можно было пересечь всю Европу: из деревни в деревню, из города в город. Это было удобно. Но это все-таки был еще не автостоп.
Потом я уже решил исполнить свою давнюю мечту и попасть в Японию, потому что я с детства увлекаюсь Востоком. Я добрался до Владивостока. Океан пересек на пароме и потом автостопил в Японии. Потом я путешествовал по Китаю, Монголии, Казахстану. Ездил по Европе, не считая некоторых стран: в Англии и Португалии я не был.
Как относятся к автостопщикам в разных странах? Мне кажется, в первую очередь это зависит от самого человека. Есть такая тенденция: кто-то едет очень легко, а кто-то наоборот. Нужно знать, как общаться с людьми, как с ними взаимодействовать и с окружающей средой.
Понятно, что есть страны, где такой способ передвижения хуже развит. Например, многие автостопщики проклинают Испанию. Там водители могут тебе улыбаться и махать ручкой, но не подбирать. Но это опять же дело случая. Очень хороший автостоп в России. Для меня самый лучший. В Азии тоже очень хорошо берут. В Восточной Европе тоже очень хороший автостоп. В Западной Европе сложнее: во Франции, Италии, Испании — там периодически возникают проблемы.
Есть ли страны, где могут оштрафовать за автостоп? Не знаю, я не слышал, чтобы кого-то реально наказывали. Но в участок забрать могут, предупредить. В Финляндии меня, кстати, один раз забрали в полицию, но потом сразу выпустили. Но тут еще такая проблема: очень многие полицейские в Европе не говорят по английский или говорят плохо, поэтому они никак не могли объяснить, что им от меня надо. Один раз в Японии в известном парке я совсем обнаглел и поставил палатку. Через пару дней подошли полицейские и вежливо попросили меня уйти. Никакого штрафа мне не выписали.
Нужно ли развлекать водителя, когда он тебя подбирает, или можно просто тихо сидеть? Мне кажется, что тут никто ничего никому не должен. Бывает, что водитель развлекает тебя. Ведь то, что ты едешь с ним в машине, уже вносит небольшие коррективы в его жизнь. Например, в какой-нибудь деревне, особенно в Азии, если кто-то увидит, что местный житель везет путешественника, его статус подскакивает до небес. Он становится участником моего приключения. В Азии есть деревни, где вообще ни разу не видели европейцев. Поэтому когда ты попадаешь туда, чувствуешь себя знаменитостью. На тебя все смотрят. Подходят, чтобы сфотографироваться. Я помню, прямо из домов выходили, чтобы посмотреть. Старикам показывали. От этого очень быстро устаешь. Потом я доехал до Пекина, и там до меня никому не было дела. Такой контраст меня поразил.
Просят ли водители деньги? Это были единичные случаи, когда человек на это намекал. Это случалась в Монголии. Это очень торговая страна. Как правило, я сразу даю человеку понять, что я автостопщик, так сказать, раскрываю перед ним свою сущность. Когда я нахожусь в стране, на языке которой я не говорю и, возможно, что кто-то не поймет меня, я стараюсь узнать несколько важных фраз на местном языке.
Были ли опасные ситуации с водителями? Никаких опасных ситуаций с водителями у меня не было. Это, конечно, зависит от человека. Хотя я очень много езжу. Когда происходили ситуации на грани конфликта или риска, то это было в городах или населенных пунктах, с водителями никогда.
Чем ты занимаешься в городах или деревнях? Это зависит, куда я приехал. Если у меня нет в новом месте никаких зацепок или знакомых, я пользуюсь каучсерфингом. Иногда в процессе дороги я могу зазнакомиться с человеком. Однажды я ехал по Французской Ривьере, мой водитель ехал в Ниццу. Я планировал ехать дальше в Монако, а в Ницце не думал останавливаться. Но мужчина предложил переночевать у него, посмотреть город, а потом поехать дальше. И я решил так и поступить. И так случается достаточно часто. Хороших людей много на свете, и на улице я редко оставался. Еще я всегда вожу палатку с собой, поэтому я часто сплю где-нибудь в пригороде или в парке.
Изменил ли тебя автостоп? Конечно. Я считаю, что если ты занимаешься чем-нибудь определенное время, то это меняет тебя. Путешествия автостопом — большой опыт контактов с разными людьми, иногда приходится решать вопросы выживания, когда оказываешься где-то за пределами населенных пунктов. К примеру, в пустыне или в горах. Я попадал в экстремальные ситуации. Оставался ночевать и на улице в жару и в морозы, в горах и пустынях.
Один раз в Китай я попадал через пустыню Гоби, по тем местам, где отсутствуют дороги. Просто сидишь в степи и ждёшь, когда на горизонте появится машина, потом машешь руками. Там я, кстати, хватанул солнечный удар, и тогда мне, больному и обессилевшему, в одном посёлке повезло встретить единственного белого человека на всю провинцию, который вел какое-то этническое исследование. После этого ты уже легко решаешь ситуации разной сложности и несешь ответственность за свои поступки. Потому что одно дело, когда ты в дремучем лесу или в пустыне, и другое дело, когда ты в торговом центре сидишь.
Правда ли, что люди в Азии очень гостеприимны? Я везде сталкивался с гостеприимством людей — и в Европе, и в Азии. Во Франции я ни одной ночи не ночевал на улице, хотя всегда был готов поставить палатку. Всегда водители приглашали к себе.
Автостоп – это способ путешествовать почти бесплатно или мировоззрение? Я не буду этим заниматься до седых волос. Но сейчас мне интересно путешествовать именно так. Можно узнать яркие подробности из жизни людей. Но опять же я езжу автостопом не потому, что у меня нет денег, возможно, долететь в какую-то точку на самолете, а потому, что это дает больше.
Первый раз я попал в Петрозаводск где-то шесть назад. Здесь мне всегда очень хорошо и комфортно. Мне очень нравится ехать сюда по «Коле». Для меня плохие дороги не важны, ведь машины у меня нет. Некоторые жалуются, что в городе грязно, но я сомневаюсь, что главная причина нелюбви к городу может заключаться в этом. Тем более, что Петрозаводск достаточно чистый город. К тому же, есть много других более важных вещей. Мне очень нравятся люди и сам город, мне здесь дышится легко. Очень по-домашнему.
Петрозаводск чем-то похож на Будапешт. По атмосфере. Там я был 2-3 раза, но каждый раз, когда я там оказывался, ощущения внутри меня были теми же самыми. Можно выдохнуть. Мне никогда не хотелось поскорее уехать из Петрозаводска. Хотя я здесь иногда оставался на 2-3 месяца. Каждый раз я надеялся, что я сюда еще вернусь и, может быть, когда-нибудь останусь. Хотя меня могу свободно передвигаться по Европе. Для некоторых это звучит странно. Если бы у меня было в Европе, что-то к чему меня тянуло, то тогда я бы уехал туда.
Можно ли девушкам заниматься автостопом одним? Я не буду говорить о том, что это безопасно и можно спокойно поехать, как делают некоторые автостопщики. Всегда есть определенная доля риска. Если я иду в лес, нет никакой гарантии, что я не я наткнусь на медведя, который меня съест. Если я еду по улице, нет гарантии, что мне кирпич не свалится на голову. Мое мнение, что девочкам лучше путешествовать с парнями. Я слышал разные истории. Есть много автостопщиц, которые много лет путешествуют и у них все замечательно. Но бывает и по-другому. Проблемы бывали и у парней. Это, конечно, зависит и от самого человека.
Как выбрать правильное время для поездки? Иногда я планировал какие-то поездки, но у меня было чувство, что ехать не надо. Я пытался с этим бороться. Но против себя не попрешь. Нужно определенное состояние, на котором ты едешь вперед. У меня была ситуация, когда я уже месяц ехал куда-то, но в какой-то момент я повернулся и поехал обратно, потому что я понял, что не могу ехать дальше. Поэтому для меня главное чувствовать это.
Я обычно не путешествую слишком долго. Максимум 3-4 месяца. Я не люблю уезжать на полгода. Я не планирую время, которое пробуду в одном месте. Скорее всего, в маленькой деревушке я задержусь, а в большом городе пробуду совсем недолго. У меня есть несколько человек, с которыми я познакомился в путешествии и поддерживаю контакт до сих пор. С парой человек мы даже пересекались и ездили куда-нибудь, правда, более традиционными способами. Автостопом я путешествую один, хотя иногда ехал некоторые отрезки пути в компании. Для меня подбор попутчика – это сложная тема. Короткие расстояния я еще могу проехать с кем-то, а длинные — нет. Хочешь не хочешь, вам приходится подстраиваться друг под друга. Поэтому это такого рода схожесть должна быть. Потом уже не будет возможности сказать попутчику: извини, давай с тобой разойдемся в разные стороны.
У нас есть московская и питерская лиги автостопа, но я в них не вхожу. У них общие тусовки и проекты. Я общался и с теми, и с другими, но я себя не хочу не к кому причислять. Для меня автостоп – это мое личное. Конечно, через эти компании можно получить много информации и поделиться своим опытом. Там очень много интересных хороших людей.
Были ли традиции и обычаи в других странах, которые сильно удивляли? Таких вещей очень много. Особенно в Японии. Допустим, когда я попал в дом, там была семья, которая очень громко хлюпала и чавкала за столом. Я уже позже понял, что так принято. Это способ дать понять, что еда вкусная. Тогда я пошел в разнос. Иногда бывали ситуации, когда ты себя ведешь определенным образом слишком радостно и открыто и понимаешь, что людям кажется, что ты ведешь себя нестандартно. Еще жесты в некоторых странах отличаются.
Еще меня очень удивил городок бомжей в Японии. То есть там были домики из картона, из всякого мусора. И им позволяли там жить. Я тогда наладил с ними контакт и попросил разрешения поставить рядом палатку. У японских бомжей больше системности. У каждого свой домик, он достаточно чистый, на каждой дверце замочек, около дверцы стоит зонтик. Очень мило. У них там три типа бомжей: одни живут в картонных коробках, есть бомжи, которые таскают все свои вещи на тележках, есть те, которые живут в домиках. Я проехал почти всю Россию. С Северо-Запада до Владивостока. Первый раз я был очень удивлен, что у нас живут такое количество разных народностей с обычаями и своими диалектами. Когда я первый раз попал в Бурятию, я не ожидал, что там живут люди с азиатской внешностью, которые говорят на русском. В каждой республике были свои привычки и словечки. Даже в Карелии это очень чувствуется.
У меня есть планы, но я о них стараюсь не говорить. В мире еще много интересных мест, где я не был. Обычно сначала составляется примерный маршрут с точками, которые я хочу посетить. Но планы часто меняются, появляются новые места, где-то остаешься подольше. Это один из плюсов передвижения автостопом.