Личный опыт

«За рулем я всегда накрашена»: девушка-водитель маршрутки о пьяных пассажирах и рваных колготках

Об этих девушках уже слагают городские легенды. Их помнят, их обсуждают.  Две красавицы за рулем автобусов, следующих по маршруту № 17. Блондинка и брюнетка. Девушка за рулем маршрутки — это уже само по себе необычно. Красивая девушка — необычно вдвойне. Мы пообщались с одной из этих лихих красавиц, Алесей Белоус. Она откровенно рассказала нам о том, зачем маршрутки порой стоят на остановке по несколько минут, чем раздражают пассажиров, как люди убегают, не заплатив, что чаще всего забывают пассажиры в салоне, почему маршрутчиков постоянно обвиняют в незнании правил ПДД и почему она за руль никогда не сядет без макияжа.  

Быть водителем маршрутки — для меня это не просто профессия, это призвание, я бы даже сказала, особое состояние души. До того, как сесть за руль, я работала и парикмахером, и продавцом, но понимала, что это не мое. Мне было необходимо движение, смена обстановки, а не просто работа с людьми. Сперва я сдала на категорию В, а через три с половиной года — на категорию Д. Для того, чтобы получить данную категорию, необходим определенный водительский стаж, потому я успела поработать еще и в такси. Потом водила «Газель»: мой первый маршрут был седьмой, потом — двадцать седьмой и, наконец, семнадцатый.

Постепенно «Газели» сменили ПАЗики. Это было сделано в целях сокращения транспортных средств с одновременным сохранением их вместимости. Меня привлекает то, что в них большой обзор, да и вообще автобус ПАЗ соответствует моим представлениям о размерах машины! На маршруте № 17 я выхожу в рейс самой первой в своей смене — в 06.08 с ул. Кемской, и работаю допоздна. Этот маршрут — один из самых оживленных в городе: в дневное время интервал движения составляет примерно пять минут.

Сейчас я езжу на автобусе, который сама выбрала и который выбрал меня. Это было в январе прошлого года. Сначала мы с напарницей нацелились на другой автобус, но этот как будто притянул меня к себе, и в конце концов я остановила свой выбор на нем. И ни разу не пожалела! Во время рейса я испытываю подъем адреналина, азарт и драйв и ощущаю себя на своем месте.

Для многих женщина, управляющая общественным транспортом, — это что-то необычное. Летом финские водители, привозящие в наш город туристов, увидев меня за рулем, приветственно машут; то же самое делают и их пассажиры. Женщина-водитель маршрутки для них в диковинку. Бывает, удивляются и наши люди. Между прочим, за рулем я всегда накрашена: как бы рано ни приходилось вставать, не жалею времени на макияж! Я — женщина и всегда должна отлично выглядеть.

Машине нельзя позволять командовать собой, водитель всегда должен быть главным. Для того, чтобы водить транспортное средство весом 11 тонн, наверное, нужен особый характер. Вместе с тем я считаю, что мы с машиной дружим. Я могу и пожалеть свой автобус, и поговорить с ним, и погладить по рулю. Шутка ли: ведь в день ему приходится наматывать по 260 км! Водитель должен чувствовать машину, а машина — его. Я слышу каждый звук своего автобуса и сразу могу определить, если что-то не так. Водителю маршрутки необходимо уметь правильно объяснить ремонтной службе, что именно случилось с машиной. Если автобус ломается, у меня резко портится настроение, и я жду не дождусь, чтобы его поскорее починили!

Зачастую водителю маршрутки приходится думать и за себя, и за прочих участников дорожного движения, предугадывать, как поведут себя другие водители. Есть много неопытных автомобилистов, не умеющих правильно оценивать ситуацию, тех, кто буквально начинает метаться по дороге. Я считаю, что каждый, кто сдал на права, обязан соблюдать правила дорожного движения и уважать других водителей. Этому непременно должны учить в автошколах. Маршрутный транспорт имеет ряд преимуществ перед остальными машинами, однако многие водители специально «подрезают» автобус, не задумываясь, что он везет массу людей. Было немало случаев, когда мне приходилось резко тормозить, думая и о том, как не допустить аварийной ситуации, и сделать так, чтобы пассажиры в салоне не попадали на пол.

У водителей маршруток очень хорошая память, я знаю всех своих постоянных пассажиров. Многие здороваются, улыбаются, говорят, что им нравится уверенный и спокойный стиль моей езды. Для меня показатель востребованности моего труда — это полный автобус. Мне всегда кажется: кто отвезет пассажиров, если не я! Выезжая на маршрут, я знаю, что люди ждут меня на остановке. Мне очень нравится вовремя подъезжать к железнодорожному вокзалу, встречать пассажиров поезда «Ласточка» в 22:55 и, что называется, быть для них последней надеждой. Мне кажется, неправильно сталкивать водителей и пассажиров, потому что нам друг без друга — никак. Именно по этому я никогда не участвую в забастовках водителей.

Конечно, есть и неприятные моменты. Как правило, каждый день человека четыре убегают из салона, не заплатив за проезд. И дети, и подростки, и пожилые люди. Большинство делает это не по забывчивости, а целенаправленно. По инструкции я не имею права покидать кабину во время рейса, потому приходится проглатывать обиду.

Многие люди перестали понимать разницу между общественным транспортом и такси. Одни ворчат, что автобус полный, и им некуда сесть. Другие не знают, что мы должны соблюдать интервал движения и именно поэтому иногда задерживаемся на остановках, а вовсе не для того, чтобы набрать побольше пассажиров. У нас есть контрольные точки, мы не должны мешать друг другу. Бывает, люди говорят: «Не дрова везете», но попадаются такие участки дороги, что без тряски там никак не проедешь.

Пассажиры часто жалуются на поломанные, исцарапанные сиденья, грязь в салоне. Угадайте, кто это делает? У меня новый автобус, но обшивка на сиденьях уже порезана, спинки расписаны. Салон мы полностью моем раз в три дня, а так через два-три круга я проверяю, в каком он состоянии, и почти каждый раз нахожу бумажки, бутылки с недопитыми напитками, пустые пивные банки. Однажды даже обнаружила перекрученные капроновые колготки! Какая-то пассажирка умудрилась снять их во время рейса и выбросить, потому что они порвались.

Сейчас муссируются слухи, что будет повышена плата за проезд. Поверьте, на нашем предприятии об этом речи не идет! Что касается дешевых маршрутов, в настоящее время цена поездки 20 руб. целесообразна, а 10 руб. — уже нерентабельна. Ведь только месячное обслуживание одного автобуса стоит 45 тыс. руб.! Плюс зарплата водителям, медикам, ремонтникам. К слову, руководящий состав нашей автоколонны составляет всего 15 человек на 350 водителей. К начальству двери всегда отрыты: и выслушают, и решат любую проблему.

Чего только не забывают пассажиры в салоне автобуса! Это и пакеты, и сумки, и телефоны, и даже ноутбуки. Один мужчина забыл банку варенья и банку тушенки. В нашей диспетчерской целый склад перчаток. Потому хочется сказать пассажирам: запоминайте, каким маршрутом вы ехали, с каким водителем, а потом обращайтесь к нам.

Анекдотические случаи тоже бывали: однажды даже прямо как в фильме «Джентльмены удачи». В салон вошел хорошо выпивший мужчина. У таких пассажиров я всегда спрашиваю, знают ли они, куда едут, есть ли у них деньги на проезд. По инструкции я имею право высадить нетрезвого человека. Но мужчина сказал, что помнит свою остановку, и сразу заплатил. Через какое-то время я снова поинтересовалась, где он выходит. Он ответил: «Там должно быть дерево». Я стала называть ему остановки. Он отвечал: «Не эта, не эта». Наконец на ул. Щербакова он вдруг закричал: «Вот оно, дерево!» И вышел. До сих пор гадаю, откуда он взял такой ориентир!

Всех, кто получил категорию Д и решил работать на маршрутке, перед началом трехмесячной стажировки еще раз проверяют на знание правил дорожного движения. Водить общественный транспорт дано не каждому, потому что здесь ты отвечаешь не только за себя, потому, вопреки расхожему мнению, на эту работу принимают далеко не всех. Здесь необходима и быстрота реакции и умение общаться с людьми, и смекалка, и ощущение того, что ты находишься на своем месте, и, конечно, большая любовь к своему труду.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram