Личный опыт

Женщина-водитель троллейбуса о ранних подъемах, любимых маршрутах и наглых водителях

Есть профессии, которые считаются не совсем женскими. Водитель троллейбуса как раз из таких, хотя женщины за рулем этого внушительного транспорта встречаются все чаще. С одной из таких мы и поговорили. Светлана Агеева — водитель троллейбуса  с 11-летним стажем. Она откровенно рассказала нам о любимых маршрутах, пенсионерах-пассажирах, специальном жаргоне, на котором между собой общаются водители троллейбусов, а также об экстремальных и забавных ситуациях, хамах на дорогах и о том, как выглядит Петрозаводск в 4 утра. 

До того, как сесть за руль троллейбуса, я вообще не управляла никакими транспортными средствами. Работала поваром в столовой «Тяжбуммаша», пока в 90-е годы не начались сокращения; потом — продавцом, а затем пошла в кондукторы. В те времена кондуктором была моя мама, она и позвала меня на эту работу. Через полтора года я подумала: а почему бы мне не попробовать стать водителем троллейбуса? Тогда на нашем предприятии как раз набирались группы для обучения.

Когда я первый раз вышла в рейс (пусть и с опытным наставником), у меня были квадратные глаза! Мне было очень страшно, я буквально боялась сделать лишнее движение, но инструктор сказал: «Из тебя получится водитель!» Это подняло мою самооценку, у меня появилась вера в себя, и постепенно я всему научилась. Сейчас я водитель троллейбуса второго класса, мой стаж на этой работе — одиннадцать лет.

Я привыкла к габаритам машины, к тому же они внушают определенную уверенность в себе: по сравнению с троллейбусом остальные едущие по городу автомобили кажутся небольшими! Конечно, многие водители стараются подрезать троллейбус, обогнать. Он же не может развить большую скорость, потому что могут сойти штанги. По этой причине противопоказано и резкое торможение. Ставить штанги на место должен водитель, и надо стараться сделать это как можно быстрее, чтобы везти людей дальше. Для любого водителя неприятно, когда случается серьезная поломка и пассажирам приходится покидать салон.

Поначалу мне было трудно вставать в четыре утра: первый троллейбус выходит на маршрут в 6:00. А потом я привыкла, и мне даже нравится идти на работу, когда солнце еще не встало, ездить по почти пустым улицам, когда город выглядит особенным, осознавать, что природа еще только просыпается, а я уже давно за рулем!

Обычно я езжу по маршруту троллейбуса № 4, и он мне нравится больше всего, хотя вообще наши водители обязаны знать все маршруты, чтобы была возможность кого-то подменить. По одному пути водители следуют только первые полгода. Я никогда не отказываюсь от подмены, потому что если ты идешь навстречу людям, они всегда пойдут навстречу тебе. Моему троллейбусу примерно десять лет, и это еще весьма неплохая машина.

На «четверке» всегда ездит много пенсионеров, они тихонько заходят, не спеша выходят, потому требуется большое внимание. Пожилым людям все-таки лучше заходить в переднюю дверь, которую мы всегда открываем. Пенсионерам желательно, чтобы троллейбус подъезжал как можно ближе к поребрику, хотя зимой это не всегда возможно из-за погодных условий.

Если человек спешит к машине, я всегда его подожду. Иногда люди обижаются из-за того, что в таких случаях дверь зарывается и троллейбус отъезжает от остановки. Чаще это происходит потому, что если человек бежит вдоль тротуара, то его хорошо видно, а если подбегает откуда-то со стороны, то его бывает трудно заметить в зеркало.

Мы, водители троллейбусов, помогаем друг другу на дороге. Особая надежда — на наших мужчин. Они смекалистее в плане ремонта, да и мужская сила имеет большое значение, например, когда надо подтянуть колесо. Если один водитель, проезжая мимо, видит, что у другого поломка, он обязательно спросит, что случилось и не нужна ли какая-то помощь.

У наших водителей есть свой сленг и свои знаки. Например, троллейбус мы называем сараем: «Вон твой сарай едет!» Это не пренебрежение, мы уважаем и любим свои машины: просто так сложилось. Последний на маршруте троллейбус называется загоняла, а предпоследний — предзагоняла. Ученики водителей троллейбуса — это учебники. Иногда мы показываем встречным товарищам на пальцах, сколько рейсов нам еще осталось сделать, а когда едем на обед, делаем движение, как будто снимаем штанги.

Случается, пассажиры благодарят меня, это очень приятно. В сложных ситуациях люди тоже относятся с пониманием. Так однажды мужчине стало плохо в салоне. Пока вызывали «скорую помощь», троллейбус стоял, а пассажиры говорили: «Ничего, дело понятное, мы подождем, сколько нужно». Иногда они реагируют на ситуацию еще быстрее водителя, хотя порой просто от незнания. Было дело, у троллейбуса лопнула шина — раздался сильный хлопок. Кто-то из пассажиров, подумавший, что это взрыв, моментально выдавил аварийное стекло!

На дороге не обходится без экстремальных ситуаций. Однажды зимой путь перегородила забуксовавшая фура. Другие машины объезжали ее, а моему троллейбусу не хватало для этого длины проводов. Я вышла и попросила водителя попытаться переместиться в сторону, чтобы освободить проезд. Он ответил, что ничего делать не будет. Тогда я вынесла из салона ведро с песком — а оно довольно тяжелое! — и принялась посыпать дорогу. Через какое-то время шофер фуры смог выровнять машину и отъехать. А одна девушка-водитель в сильный гололед даже бросала под колеса старую куртку, чтобы ее троллейбус мог ехать дальше!

Когда-то в нашей работе случались и чисто профессиональные курьезы. Водитель готовится выйти в рейс, в троллейбус заходит кондуктор. Поехали! А потом водитель с изумлением замечает, что посреди маршрута, когда в салоне полно народа, кондуктор, как ни в чем не бывало, выходит из троллейбуса! Оказывается, человек просто поехал домой после смены. Водитель связывается с диспетчером, и ошибку быстро исправляют. Сейчас у всех кондукторов есть спецодежда, и таких ошибок уже не происходит.

В троллейбусе особо не мусорят, кондуктор присматривает. Он же обязан после каждого рейса обойти салон на момент обнаружения посторонних предметов. От кондуктора тоже зависит очень многое: мы работаем в паре и, как можем, помогаем друг другу. А так пыль и грязь проникают в окна и двери, особенно летом: протираем тряпочкой сиденья, увлажняем салон, брызгая на пол водой.

Если пассажир что-то оставил в салоне троллейбуса, надо обратиться в бюро находок депо. Забывают все, что угодно, даже дорогую технику, куртки. Про перчатки, варежки и зонтики вообще молчу: там их просто целый склад.

Иногда происходят и весьма неприятные вещи. Находятся люди, которые кидают в троллейбус камни! Сталкивалась я и с ситуацией, когда дети пытались прицепиться сзади к лестнице, чтобы покататься! В таких случаях я сигналю, прогоняю их, да и кондуктор помогает. В основном этим занимаются подростки лет двенадцати-тринадцати. Я хочу, чтобы взрослые объясняли им, что это очень опасно!

Очень интересно, когда троллейбус арендует свадьба! Они просят остановиться в нужном месте, проводят конкурсы, веселятся. Доводилось возить и праздничные экскурсионные группы, которые заказывали маршрут по городу. В таких случаях троллейбус украшался шариками, а люди вели себя, как дети. В обычной жизни троллейбус для них — общественный транспорт, а тут — что-то необычное.

Близкие и друзья уважают мою профессию, и это радует. Я молодая бабушка, у меня трое внуков. Когда они едут в моем троллейбусе, то полны гордости: бабушка за рулем! Мне нравится работать для людей, ощущать свою востребованность, осознавать полезность моего труда. Вот только хотелось бы, чтобы общественный транспорт больше уважали водители других машин: ведь мы везем массу народа, и наша ответственность за них просто огромна. Моя главная задача — довезти людей до места без неприятностей и происшествий.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram