«Когда мой отец пил, я думала, что никогда не буду такой, как он». Истории членов карельского общества анонимных алкоголиков
Члены общества анонимных алкоголиков в Петрозаводске поделились своими непростыми историями борьбы с зависимостью и рассказали, как проходят встречи клуба. Все имена вымышлены, все эмоции – реальны.
Воспоминания тронут вас до глубины души, предупреждаем сразу. Но наши сегодняшние герои справились и теперь помогают справиться другим. Всё будет хорошо – в этом главный, утешающий и вдохновляющий спойлер.
«Здравствуйте, я […], и я алкоголик»
В небольшом городе велик риск встретиться вне собраний. Но в клубе анонимных алкоголиков (клуб АА, как пишут сокращенно) не принято бросаться друг к другу с радостным криком последи улицы. Тем более что в сообществе состоят люди самых разных профессий, в том числе и публичных.
Вот и собравшиеся в этот вечер придумывают для нашей беседы новые имена. А друг к другу обращаются как «сестры» и «братья». В комнате – длинный стол с чайными кружками и кувшином для добровольных пожертвований. Клуб никто не финансирует, он существует благодаря посильной денежной помощи участников собраний. На стене – стенд с информацией: мультяшные герои улыбаются с приглашения на праздник. Праздники, пикники, форумы исключительно безалкогольные, но, оказывается, веселиться с чаем можно, и еще как! В общем, выглядит всё как обычное общество по интересам, дружелюбная атмосфера и никаких тайных ритуалов, религии или политики.
А вот фразу «Здравствуйте, я […], и я алкоголик» действительно произносят, как в кино. Делают это не для других, а, в первую очередь, для себя. «Да, я алкоголик, и я признаю проблему». Это первый шаг к исцелению. История о том, как кто-то из родных насильно привел человека, желая помочь, – не редкость. Но так не работает. Важно, чтобы человек САМ хотел перестать пить. Это единственное условие. Тогда будет толк.
«Пить я умела. А как НЕ пить?»
Марина: «Я дошла до дна [упоминание о попытке самоубийства]. Поняла, что раз я уже такие вещи делаю, то это край. Испугалась, что в следующую пьянку могу [упоминание о попытке самоубийства]. В наркологии была знакомая, я к ней подошла, сказала: «Мне нужен психолог либо психиатр, я себя не контролирую». У меня было 40 кг веса, сильная депрессия… Тело было легче, чем душа. Психолог отвел меня на группу. Мне было 29 лет.
Я выросла в многодетной семье с пьющей матерью, которая разошлась с несколькими мужьями. Сама я рано забеременела, в 17 лет родила. Учиться не хотелось, казалось, что, чем раньше уйду из семьи, тем лучше. Но я находилась в таком кругу, из которого самой было не выйти.
Куда бы я ни шла, везде пили. В один момент напился весь завод, где я работала. Хоть бы один человек был трезвый, хоть какая-то ниточка… Поэтому пришла мысль о суициде: я и пить уже не могла, и не пить тоже не могла.
Ругань, скандалы постоянно, я могла постоять за себя и часто решала проблемы кулаками. Когда попала в клуб, это был лучик света, я стала учиться иначе себя вести. Потому что пить я умела. А не пить? Как не пить? Можно кодироваться, к бабкам ездить, а голову кто поменяет?»
Члены клуба утверждают, что по-настоящему понять алкоголика может только другой алкоголик. Это иной тип мышления, когда зависимость перекрывает все остальные цели. Измениться помогает программа «12 шагов», которую наше сообщество переняло у финнов, а те, в свою очередь, у авторов концепции из США.
«Это не общество трезвости, это общество, которое меняет жизнь»
Влад: «Если честно, многие и сами не понимают, что такого особенного происходит на собраниях. Я 20 лет в содружестве, трезвый 7-й год. Я бы сказал, что здесь происходит изменение жизни. Содружество в США существует с 1934 года, в 1939-м на основе опыта по избавлению от зависимости первых пациентов была написана книга «Анонимные алкоголики». Это практические инструкции для тех, кто хочет бросить пить. Книга доступна, но ее нельзя изучить самостоятельно. Тут работает только коллективная терапия.
Как определить алкоголизм? У хронического алкоголика две проблемы: он не может не пить, а, если выпьет, не может остановиться.
Помогая другому алкоголику оставаться трезвым и обрести новый смысл жизни, мы продлеваем свое выздоровление. Поэтому многие, как и я, продолжают ходить на группу годами и даже десятилетиями».
«Без алкоголя я не могла есть, пить и дышать»
Надежда: «Я вообще не собиралась бросать пить. Я собиралась умереть, желательно быстро и безболезненно. Алкоголь забрал всё, я была опустившейся бомжихой, которая жила у мусоропровода в подъезде. С 17 до 37 лет – десять попыток свести счеты с жизнью. Если не опохмелюсь, не могла есть, пить, дышать. В наркологию попала уже при смерти, там увидела объявление общества анонимных алкоголиков. Собрала пять человек по отделению, и мы пошли узнать, что это такое.
Я была как ёжик, все люди – враги. Когда уже никто на меня не смотрел, как на человека, здесь – посмотрели. Раньше была я и весь остальной мир, а теперь я начала жить в мире, среди людей.
После наркологии меня взяли в реабилитационный центр на полгода. И там нельзя пить, и тут – нельзя. Потом уже и не хотелось».
«Мы как мафия»
Здесь не принято критиковать, это не площадка для дискуссий, но также здесь принято оказывать поддержку тогда, когда это необходимо. Если человек срывается, последствия бывают фатальными.
Иногда экстренно нужно ехать в больницу, помогать финансово, просто выслушать. Сами смеются: «Мы как мафия: невидимые и сплоченные». Кстати, слушать здесь умеют идеально. Каждому по кругу дают слово и не перебивают, пока человек не закончит рассказ.
Все члены клуба признались, что идти на свое первое собрание боялись или стеснялись. Решались, потому что иного выхода просто не было. Теперь ценят в беседах честность и открытость. Парадоксально для анонимного сообщества, но факт. Когда никто ничего о тебе не знает, ты можешь говорить от сердца.
«Муж сказал, если я не решу этот вопрос, он подаст на развод и заберет ребенка»
Мария: «Я отношусь к тем алкоголикам, которым удалось не пропить два автомобиля. У меня семья, свое предприятие, квартира, машина. Могли бы появиться мысли: «Куда я пойду, в какой подвал на собрание? Вдруг кто-то узнает?» Но желание выжить было сильнее.
О сообществе я узнала за полгода. Мы пили шампанское с подругой на даче, а наш приятель пошел по кустам срывать листья смородины в чай. Я удивилась, мол, давай с нами! А он в лоб мне: «Я зависимый». И рассказал, что ходит на группу.
Когда мой отец злоупотреблял очень сильно, я думала, что никогда не буду такой, как он. А по итогу все мои действия – полная копия. Мама это видела, плакала, уговаривала. Я ходила к психологу, дважды анонимно подкалывалась, об этом не знал даже муж, ездила к бабуле-знахарке, про 1000 обещаний молчу…
И вот на работе корпоратив. Уходя, сказала мужу: «Подопьют все, посмотрю, кто есть кто». Он мне: «Смотри только сама не напейся». Меня принесли домой в четыре утра.
Помню только, что танцевала без туфель и напрочь забыла, что я замужем. Муж утром сказал, что, если я не решаю этот вопрос, он подает на развод и забирает ребенка. Это было мое дно. Нашла телефон того знакомого со смородиновым чаем, и он пригласил меня на группу. Этим же вечером я сидела здесь у батареи и плакала. Не пью вот уже семь лет».
«Я впервые увидела трезвых танцующих алкоголиков»
Ольга: «Я кодировалась, лежала в наркологии, давала себе обещания… Находилась в алкогольном треморе, в «отходняке», если проще, когда мне мой бывший парень принес газету. Там анонимный брат рассказывал о том, что чувствует человек, выходя из такого состояния. Тогда я была эмоционально истощена: просто лежала на кровати и всё. Страдала от того, что ничего не могу сделать с зависимостью. Этот текст из газеты так откликнулся во мне, что я позвонила и пришла на встречу. Сейчас мой стаж в сообществе – около четырех лет. Мощная поддержка помогла мне три года назад пережить мамину смерть, без этого было бы очень тяжело. А еще я впервые увидела здесь, что такое трезвые танцующие алкоголики. Вообще не представляла, что в новогоднюю ночь можно не пить».
Выяснилось, что двое из присутствовавших на встрече узнали о клубе из статей в нашей газете «Карельская Губернiя». Надеемся, что и этот материал кому-то поможет. Помочь можете и вы, если поделитесь ссылкой у себя в соцсетях. Важно, чтобы у тех, кому прямо сейчас нужна поддержка, и кто стесняется или не знает, как о ней попросить, оказалась в руках нужная информация. Не объявление на подъезде с телефоном, по которому никто не ответит, а реальные номера и адреса.
– «12 шагов» – это передача информации о том, что выход есть, – говорит Мария. – Сегодня спускаюсь с утра к машине, подходит парень моего возраста: «Девушка-а-а, а у вас не будет мелочи?» Видно, что похмелье, его колотит. Признается, что вчера перебрал. Я ему вместо денег на алкоголь дала визитку общества, говорю: «Иди на группу, она работает каждый день». Я, выходя из дома, не особенно хотела ехать на работу. А увидела, как парень ухватился за визитку и спрятал в карман, и подумала: «Может, это его шанс». И сама поехала на работу с настроением.
Адреса групп в Петрозаводске:
- Улица Чернышевского, 24 (цоколь), ежедневно в 19:00.
- Проспект А. Невского, 46 (подвал), с понедельник по пятницу в 19:00, в субботу и воскресенье – 17:00.
- Переулок Попова, 9 (центр ремесел), воскресенье 19:00.
Телефоны в Петрозаводске: +7-911-413-44-73, +7-981-403-87-64. Телефон в Кондопоге +7-921-465-08-18.
Сайт: aa.karelia.ru