«Мама, ты много пьешь». Что делать, если в вашей семье есть пьющий человек и как борются с зависимостью «анонимные алкоголики»
Для зависимого человека алкоголь становится частью обычной жизни. Многие так и не осознают, что потеряли контроль над своей привычкой, и думают, что «в любой момент могут бросить». Мы уже писали о том, как работает общество анонимных алкоголиков в Карелии, и сегодня расскажем еще несколько историй тех людей, которым удалось побороть болезнь. А еще о том, как помочь другу или родственнику, если у него проблемы с алкоголем.
Группы общества Анонимных Алкоголиков собираются в разных районах Петрозаводска, и попасть на такую встречу можно в любой день. Обычно они проходят на основе программы «12 шагов» и другой специальной литературы. Например, пособия Американской медицинской ассоциации «Жить трезвыми».
У всех есть право выбора: высказываться или нет, и каждого желающего внимательно слушают. Можно предложить свою тему для беседы и поделиться наболевшим. Если приходит новый человек, встречу посвящают ему. Члены группы вспоминают о своем первом шаге в программе, а он может рассказать личную историю, если готов к этому. Или назваться любым именем и просто посидеть и послушать, ничего не говоря. Но есть в содружестве и те, кто называет свои настоящие имена.
«Я всю жизнь с алкоголем, по-другому и не жила»
Марина, 38 лет: «Я с самого начала на собраниях была под собственным именем. С сообществом Анонимных Алкоголиков познакомилась в реабилитационном центре под Петербургом летом прошлого года. Там был курс по программе «12 шагов». И все указывали настоящие имена с первой буквой фамилии. В центр я поехала, чтобы поддержать мужа.
Своей проблемы я не видела, считала, что ее нет. Я всю жизнь жила с алкоголем, по-другому и не жила. У меня отец — алкоголик, с детства понимала это и думала: «Я же не такая, как он». Значит, всё хорошо. Хотя из-за алкоголя было трудно и с семьей, и с работой. От первого брака у меня дочь и сын. Сын в 11 лет мне говорил: «Мама, ты много пьешь!» Считал, сколько я выпиваю. А я была уверена, что могу расслабиться, придя с работы. Но это происходило каждый день и явно было ненормально. Кончилось тем, что сын позвонил в полицию, в подразделение по делам несовершеннолетних, там спросили, есть ли ему куда уйти. Он сказал, что есть, собрал вещи и ушел жить к отцу, с которым мы были в разводе. Поначалу я обижалась на него, что он меня предал, и на бывшего мужа, что отобрал ребенка.
Меня уволили по статье «Прогул», а прогулы были из-за того, что уходила в запой. Но я думала, что это на работе плохо поступили: взяли и уволили ни за что. Все вокруг виноваты, только не я. Это дало повод еще больше употреблять.
В первом браке мы с мужем пили оба, собирались с компаниями, с ним постоянно ругались, это привело к разводу. Потом начались отношения с Сашей, я нашла родную душу, мы отлично друг друга понимали. И… тоже стали пить, но уже вдвоем. Никакие праздники и гости нам были не нужны. Он несколько лет назад пытался ходить на встречи Анонимных в Петрозаводске, но я с ним не хотела идти, придумывала разные причины.
В реабилитационный центр мы записались вместе по рекомендации психолога, которому очень благодарны. Меня приняли немного раньше Саши. Это спасло мне жизнь. Там месяц нужно было провести без телефона, может, пару раз позвонить родным. Уехал бы первым Саша, не знаю, как бы я справилась.
После центра я уже знала, как поступлю. Есть рекомендация про «90 дней — 90 собраний», я ее выполнила, не заставляя себя. Сейчас хожу каждый раз, как есть возможность. С сыном мы наладили отношения, общаемся. Все говорили, что у меня появится много свободного времени, но вокруг оказалось столько интересного, что я постоянно занята. Жизнь стала совсем другая».
«Любое событие, хорошее или плохое, приводило к выпивке»
Александр, 40 лет, муж Марины: «На первой встрече Анонимных было ощущение, что все как будто про меня рассказывают. Сценарий один, декорации разные.
Года три-четыре назад я понял, что у меня проблема. До этого тоже считал, что пью, как все. Хожу на работу каждое утро. Иногда это сложнее делать, иногда — проще. В любой момент могу спокойно отказаться от алкоголя. В моем представлении было, что алкоголики — те, кто под забором валяется, круглосуточно пьяные. Я себя не мог поставить с ними в один ряд. Теперь иначе смотрю на все события в жизни. Понимаю, что уже в 9-м классе была тяга к выпивке.
Когда понял, что нужно с этим что-то делать, пошел к психологу, хотя и не был уверен, что это поможет. Сразу дома появились книги по программе. От психолога я получил знания, но на практике их не применял. Прямо на сеансе говорил о трезвости, а я параллельно думал, что сегодня буду пить. Спустя 5 месяцев впервые пришел на группу, очень проникся. Пришел второй раз. А потом перестал. Пил дальше. Марина тогда отнеслась к моей попытке ходить на собрания с недоверием.
Любое событие, хорошее или плохое, приводило к выпивке. Если событий не было, тогда становилось грустно — и это тут же признавалось событием. Начались проблемы на работе, с мамой, с детьми — у меня четверо детей от первого брака. Всё думал, что найду рецепт, как пить, чтобы это не влияло на мою жизнь. Но такого рецепта нет. Это коварная болезнь, неизлечимая и прогрессирующая. Научиться пить, как нормальный человек, не получится.
После реабилитационного центра мы стали ходить на встречи вместе с Мариной. Когда трезвеешь, перестаешь ощущать мир, как в кино, когда ты только наблюдал, а жизнь текла мимо. Выходишь на улицу — запахи чувствуешь, людей слышишь».
«Стаж трезвости — не гарантия»
Таких историй действительно много. И во всех случаях реальный результат есть только при одном условии: человек сам должен решить, что хочет бросить. Насильно родные повлиять на ситуацию не могут. Но могут грамотно поддержать.
Мария, 40 лет: «Когда мне мама сказала: «Ты становишься как отец», я пошла к психологу, дважды ходила к наркологу. С последней надеждой ездила к бабушке-колдунье, которая заговаривала водичку и гарантировала мне 100% эффект. Естественно, чуда не случилось. Только потом я попала на собрание Анонимных. Скоро будет 10 лет, как я в сообществе.
Но здесь все понимают, что стаж трезвости — не гарантия. Бывали случаи, когда срывались и после многих лет. Срывы после длительного срока трезвости опаснее: возрастает доза — и здоровье может не выдержать.
Я всегда любила спорт, но когда пила, абонемент в спортзал лежал просто так. Алкоголь растворяет все: и отношения, и карьеру, и увлечения… Когда ты трезвый, появляются цели и желания, и главное, силы на всё это.
Есть примеры пар, которые приходят на встречи вместе и поддерживают друг друга. А мне, помню, муж говорил: «То ты пила всё время, то теперь ходишь куда-то». Как раз для таких ситуаций есть товарищество «Ал-Анон», где собираются родственники и друзья пьющих людей. Люди, находясь в созависимых отношениях и не зная, как вести себя, могут сделать ситуацию хуже. Важно понять, как взаимодействовать с алкоголиком в семье и как его поддержать на пути к трезвой жизни. Кроме того, есть сообщество «ВДА» (взрослые дети алкоголиков), где помогают разобраться в себе людям, выросшим в семьях с пьющими родителями, даже если сами они не пьют. Алкоголизм отца и матери наносит сильный вред психике ребенка. Это всегда семейная история».
Стандартный, но неверный путь в ситуации, когда пьет кто-то из родных или друзей, отрицать или преуменьшать проблему: «Да, он пьет, но у него так много трудностей, на работе устает, а человек он хороший, все его любят…» Копить обиду, раздражение и страх нельзя ни в коем случае, как и жить с убеждением: «Не буду спорить, потерплю, а то он (или она) еще быстрей напьется». Начните с поиска эффективной поддержки для себя — это лучшее начало. Исключите поведение, поощряющее алкогольную зависимость. Не замыкайтесь в собственном мире: профессиональный взгляд психотерапевта и общение с людьми, столкнувшимися с такой же проблемой, помогут обрести спокойствие и узнать, как общаться с зависимым человеком.
«Пить бросать я не собирался, просто не знал, как жить дальше»
Особенность программы «12 шагов» в том, что чтения книги недостаточно, нужна поддержка остальных членов содружества. Они сами уверены, что «алкоголика может понять только алкоголик». Степень доверия к человеку с личным опытом преодоления такой же проблемы гораздо выше.
Владимир, 57 лет: «Началось с того, что втихаря в 14 лет с друзьями попробовал алкоголь, и мне понравилось быть пьяным. Я был стеснительным, а, когда выпивал, становился раскованным. Потом обнаружилось, что не могу остановиться и пью, пока алкоголь есть на столе. А на следующий день, когда все вспоминали, кто что творил накануне, выяснялось, что заключительной части вечера я не помню.
Когда устроился на работу, случалось, что был не в состоянии выйти на смену. С пол-литра пива дошел до двух-трех «полторашек» ежедневно. Иногда до восьми. Знакомый, не зная об этом, предложил стать заведующим пивным складом. Я согласился, но принял решение год не пить пиво. Слово сдержал. Пиво не пил. Пил всё остальное. Однажды коллегам пришлось ломиться в квартиру, где я уснул в наушниках в ванне. Тогда решили, что мне «надо в отпуск». Из этого отпуска я на работу не вернулся.
Дальше было хуже: периоды без работы становились дольше и дольше, из квартиры меня попросили, переселился к родителям-пенсионерам. Если выпить было не на что, я страдал. Не мог заснуть трезвым. Идея кодироваться мне не нравилась, да и средств на это не было. И как можно хотеть бросить то, что тебе нравится? Я был в отчаянии. Выбор небогатый: либо пить до смерти, либо не пить до смерти.
Обращался к наркологу, и тот спросил, что мне нужно в итоге. Я сказал, что надо, как в рекламе на телевидении, где герой вылечился и «по праздникам выпивает, но меру знает». Нарколог меня приземлил, сказал, что так бывает только по телевизору.
А потом мама подсунула мне газету, в которой была статья, где о себе рассказывал алкоголик. И расписание групп в Петрозаводске. Мы со знакомым договорились, и вместе пошли на разведку. Пить бросать я не собирался, просто не знал, как жить дальше. Это было 2 октября 2003 года. Мы попали на день рождения группы – нас приняли, как подарки. Послушав рассказы других, я сразу понял, что попал по адресу. С того дня я не пью. Почти 20 лет».
________________________________
В Петрозаводске работают очные группы общества Анонимных Алкоголиков в разных районах города:
- улица Чернышевского, 24 (цоколь), ежедневно в 19:00,
- улица Шотмана, 8, по воскресеньям в 15:00,
- переулок Попова, 9 («Центр ремесел»), воскресенье в 18:00,
- проспект Ал. Невского, 46 (подвал), с понедельника по пятницу в 19:00, в субботу и воскресенье — в 17:00.
Телефон +7-911-413-44-73.
Сайт: aa.karelia.ru
Сейчас появился и онлайн-формат бесед, в которых 24/7 можно участвовать из любой точки мира. Например, здесь, пароль: 451534. Регистрация в ZOOM необязательна.
Группа «Ал-Анон» в Петрозаводске собирается на ул. Чернышевского, 24 по понедельникам в 19:00. Телефон +7-911-426-35-06.